ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Геополітика » Геополітика та політична географія

Государственные и административные границы как единая система
Последователи Валлерстайна и Тейлора и другие теоретики роста глобальной взаимозависимости фокусируют внимание на объек-
тивных экономических факторах — таких, как углубление между­народного разделения труда, совершенствование коммуникаций и средств связи. Они интерпретируют результаты этого процесса как формирование глобальных сетей, в которых возникают отноше­ния господства и подчинения и укрепляются структуры «центр-периферия». Сторонники интеграционных теорий, напротив, подчерк кивают ведущую роль в этом процессе субъективных факторов — политической воли и политических институтов.
Как известно, глобальные экономические факторы ведут к от­носительному уменьшению реального суверенитета государств: не­которые авторы даже полагают, что национальное государство (паЫоп-зШв) чуть ли не отмирает. Если в прошлом границы дели­лись на «выгодные» и «невыгодные», «естественные» и «искусст­венные», что нередко служило основанием для территориальных претензий и даже агрессии, то ныне прогресс европейской и севе­роамериканской интеграции привел к другой крайности — появ­лению мифа о стирании государственных границ, этих «шрамов ис­тории». Ведь известен афоризм: всякая попытка разрушить миф — это способ создать один или несколько новых.
Однако интернационализация общественной жизни никогда не приведет к «безграничному» миру, или миру без границ. Наобо­рот, успех этого процесса прямо зависит от того, что мировое про­странство разделено государственными границами на «отсекио-стра-ны и во все возрастающей степени —■ также районы и города, так как для движения капитала нужна «разность потенциалов» между территориальными единицами, в которых действует разное тамо­женное, фискальное, трудовое, экологическое и иное законода­тельство и гарантии местных властей.
Иными словами, мировая система нуждается в неравен­стве, а государственные границы служат для их поддержа­ния и увековечения. Но сами границы, в свою очередь, не­мыслимы без легитимации — специфической идентичности людей, проживающих в их пределах.
Государственные границы — биоэтносоциальный инвариант общественной жизни [КаГГезип, 1993], ибо она невозможна без границ, своего рода мембран, регулирующих обмен между этни­ческой и/или государственной территорией и окружающей сре­дой, без чего этой территории грозит хаос и «энтропия» людских и материальных ресурсов.
Рисунок мировых экономических связей подвержен быстрым и частым изменениям, вызываемым технологическими революция­ми в отдельных сферах деятельности, региональными кризисами, политическими факторами. Социально- и культурно-географичес­кие различия, включая различия и эволюцию идентичности, ме­няются значительно медленнее и остаются важнейшим фактором инерции, преемственности и стабильности в мировом развитии. Существует диалектическая взаимосвязь между переменами в мире и национальной иконографией. Шел и баланс между инновациями и традициями нарушается, то это часто воспринимается как угроза национальной идентичности и вызывает парадоксальный эффект — усиление барьерной функции границ, как это произошло, например, в конце 1970-х годов в шахском Иране. Тем не менее очевидна тенденция к глобализации и гомогенизации культуры, которая не признает границ и ускоряет эволюцию идентичностей.
Уровень государства. Выделяется три подхода к анализу соотно­шения государства и нации, от которых зависит и взгляд на эволю­цию границ:
примордиалистский (или «прогрессивистский»), сторонники которого рассматривают государство как средство и место реали­зации одного из основных прав человека — права этнической груп­пы на самоопределение;
геополитический, основы которого разработаны Гидденсом, согласно которому государство — это вместилище
власти и оно стремится в условиях глобализации расширить свое влияние, чтобы взять под свой контроль воздействующие на него внешние факторы, а для этого нуждается в укреплении лояльнос­ти своих граждан;
• неолиберальный, сторонники которого также подчеркивают узость границ любого государства по сравнению с размахом совре­менных экономических и иных проблем; в одиночку их неспособ­на решить ни одна страна. Следовательно, ни одно государство не может, опираясь только на свои силы, обеспечить удовлетвори­тельный уровень благосостояния своим гражданам. Более того, что­бы справляться с вызовами извне (обвалами на мировых рынках,
катастрофами и т.д.), правительства стран
вынуждены прибегать к недемократическим методам управления.
Примордиалистский взгляд на этнос и государство слу­жит, по сути, основой концепции нации-государства (наци­онально однородного государства).

21 -2659
Согласно этой точке зрения, морфология и функции государ­ственных границ сильно зависят от лояльности граждан своему государству — этнической или политической идентичности насе­ления с обеих сторон, так как многие страны мира — многонаци­ональные и многие народы не имеют своей государственности.
Приверженцы геополитического подхода, трактуя проблему гра­ниц, также первостепенное внимание уделяют идентичности, хотя и в косвенной форме, акцентируя роль самоидентификации чело­века с территорией на разных уровнях.
Сторонники неолиберального подхода, напротив, считают, что политические границы и идентичности подвергаются в наше время сильной эрозии.
Проблема идентичности неразрывно связана с анализом функ­ций государства. В XX в. созданный в прошлом столетии идеал на­ции-государства, объединяющего более или менее однородную этническую группу с общим языком и культурой, легитимирован­ного демократическими процедурами выборов, сильно поблек. Кровавые события во многих регионах мира показали его неосу­ществимость: этнических групп в мире всегда будет больше, чем государств, причем очень многие народы исторически делят свою территорию со своими соседями. Тем не менее, как продемонст­рировали события последних лет в бывшей Югославии, этот иде­ал отчасти сохраняет свою привлекательность.
В наше время нация-государство представляет собой по-
литическую территориальную единицу с четкими и признан-
ными международным сообществом границами, в пределах
которых население обладает определенной политической
идентичностью, сформированной, как правило, национа-
листически настроенными элитами.
По выражению Харви, национализм представляет собой осо­бый тип территориальной самоидентификации человека и терри­ториальную форму идеологии. Цель национализма— создать этни­ческую идентичность, элементом которой являются определенные географические границы. Неразрывная классическая триада поли­тической географии «нация — территория — государство» возник­ла в Европе в'начале ХГХ в.
Классический пример создания национального государства «сверху» на основе общегосударственной (политической) идентич­ности — история современной Франции. Эта страна превратилась в мощную европейскую державу только тогда, когда большинство ее населения, независимо от этнического происхождения — бретон-
цы, эльзасцы, каталонцы, баски, фламандцы и др. —
начали осознавать себя французами. Это произошло на удивление
недавно — лишь в 1870-х годах, когда:
территория страны была окончательно «скреплена» прочны­ми рыночными связями благодаря густой сети железных и других дорог («железнодорожный империализм»);
появившиеся популярные ежедневные газеты представили пуб­лике образ единого французского народа;
была создана система вторичной социализации человека че­рез введение всеобщей воинской повинности и единую систему обязательного начального, а затем и среднего образования с об­щими для всех программами и преподаванием на нормативном французском языке (за разговоры в школе, например, на бретон­ском учеников наказывали);
централизованные административная и церковная системы внедрили, выражаясь современным языком, ротацию кадров по всей стране, и выходца из Парижа могли назначить на админист­ративный пост в Бретани, и наоборот.
Как показывает пример Франции, использование общего язы­ка— одно из важнейших условий формирования политической и/или этнической идентичности. Способствуя ее созданию, государство вырабатывает свою иконографию — систему символов, образов, национальных праздников, регулярных парадов, фестивалей, пуб­личных церемоний, манифестаций и традиций — всего того, что может помочь сцементировать национальную солидарность и ак­центировать различия между населением по обе стороны государ­ственной границы.
Иконография также включает систему национальных стереоти­пов, через призму которых воспринимается отечественная история, территория и место страны в мире, ее «естественные» союзники и враги и благодаря которым создается геополитическая доктрина стра­ны. Английский антрополог Б. Андерсон метко сказал, что
национализм нацелен внутрь, чтобы объединить нацию, и вовне, чтобы отделить нацию и ее территорию от соседних народов [Апдегзоп, 1983].
Национальные стереотипы обязательно включают образы про­странства: районы, входящие в государственную территорию в национальном сознании, получают своего рода коды, а многие из них становятся национальными символами, как Косово для Сер­бии и отчасти Севастополь — для России.
опросы показали, что во всех социальных группах больше двух третей россиян считают, что Севастополь должен быть рос­сийским городом (к счастью, по данным других опросов, до 85% рес­пондентов убеждены, что Россия не должна и не может вернуть террито­рии, населенные русскоязычным населением, путем использования силы или принуждения). Тем не менее «ментальная» территория россиян еще включает Севастополь. Грузинское общественное мнение явно не согла­сится в обозримом будущем не считать Абхазию неотъемлемой частью Грузии. Примерно то же происходило во Франиии. французский электо­рат всегда полагал Эльзас и Лотарингию частью Франции. Однако он отказался в 1950-х годах рассматривать как французскую территорию Ал­жира, что облегчило правительству генерала Шарля де Голля заключс-ние соглашений в Эвиане, по которым эта страна обрела независимость.
Иногда стереотипные представления о территории развивают­ся в «территориальную идеологию», оправдывающую территориаль­ные притязания к соседям и необходимость в дополнительном «жиз­ненном пространстве» (концепции «Великой Сербии» и «Великой Албании», «Великого Сомали» и «Великой Венгрии» и т.д.). Нега­тивные национальные стереотипы укореняются особенно успеш­но, если национальные элиты ощущают угрозу территориальной целостности и культуре своего этноса, и эти представления ста­новятся ключевыми элементами территориальной идентичности. Этническая и политическая идентичность порой играет гораздо большую роль в создании стабильного государства, чем общность расы, языка, религии. Знаменитая максима, приписываемая ита­льянскому государственному деятелю д'Аджелио, — «Мы создали Италию, теперь мы должны создать итальянцев» — сохраняет свою значимость для политических элит многих новых независимых го­сударств. Без политической идентичности государство превраща­ется в мозаику различных этнокультурных регионов.

Ви переглядаєте статтю (реферат): «Государственные и административные границы как единая система» з дисципліни «Геополітика та політична географія»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: Фонетична транскрипція
МОДЕЛЬ ГРОШОВОГО ОБОРОТУ. ГРОШОВІ ПОТОКИ ТА ЇХ БАЛАН-СУВАННЯ
Аудит товарів
ДЕРЖАВНЕ РЕГУЛЮВАННЯ ІНФЛЯЦІЇ
ВИДИ ГРОШОВИХ СИСТЕМ ТА ЇХ ЕВОЛЮЦІЯ


Категорія: Геополітика та політична географія | Додав: koljan (10.05.2013)
Переглядів: 623 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП