ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Геополітика » Геополітика та політична географія

Нояыс теоретические подходы
Первая предпосылка нового поли-
тико-географического взгляда на
границы состоит в том, что их ныне нельзя изучать только на
уровне страны. Во все более взаимозависимом и интегрированном
мире заметную роль играют организа-
ции, например «единая Европа» (т.е. страны Европейского Со-
юза), и в то же время в ответ на интернационализацию хозяйства
и унификацию культуры пробуждается региональное са-
Поэтому можно утверждать, что ныне еще в боль-
шей степени, чем раньше, границе — рознь». В самом
деле, почему одни границы в течение долгого времени остаются
«прозрачными» и спокойными, тогда как другие постоянно пред-
стают в виде сложно преодолимого барьера?
Еще до распада Советского Союза Фуше выделил несколько типов границ в зависимости от их соотношения с геополитически­ми рубежами, возникшими в результате соседства трех видов по­литических образований — «империй» (Фуше имел в виду США и СССР), «нормальных» суверенных государств и «строящихся» го­сударств. Под этим термином понимались государства со слабой общенациональной политической идентичностью, раздираемые противоречиями и не полностью контролирующие свою террито­рию. Соответственно, Фуше предложил различать границы между:
• двумя «империями»;
«империей» и «нормальным» суверенным государством;
«империей* и «строящимся» государством;
«нормальными» суверенными государствами;
• «нормальным» суверенным государством и «строящимся» го­сударством;
• «строящимися» государствами.
Именно существование «империй», по мысли Фуше, предоп-
ределяло стойкость фронтальных границ. Но как показал опыт, и
после распада СССР фронтальные границы не исчезли там, где
геополитические рубежи совпадали с культурными, этническими
и лингвистическими 1991].
Таким образом, политическая ситуация в приграничной зоне не может быть исчерпывающим образом объяснена особенностя­ми границы между двумя странами. Важно также место этой гра­ницы во всей системе мировых границ. Барьерная функция границы сильнее, если она разделяет военно-политические или экономи­ческие блоки.
Вторая предпосылка заключается в том, что границы невозможно изучать в отрыве от проблем идентичности — самоидентифика­ции человека с определенной социальной и/или территориальной группой, прежде всего этнической. Национализм всегда предпола­гает борьбу за территорию или защиту прав на нее. Националисты, как правило, мечтают о переделе политической карты — или пу­тем расширения своей этнической территории, или за счет вытес­нения из нее «чужаков». Территория занимает центральное место в так называемых примордиалистских теориях нации (от англ. рг1тогй1а1 — изначальный, исконный).
В этих теориях выделяются два подхода, основанных на различной трактовке природы человека.
Сторонники природно-биологического подхода считают возмож­ным приложение концепций к пониманию этнических феноменов. По их мнению, нации сформировались эво­люционным путем на основе расширенных родственных групп и представляют собой общности на основе биологического проис­хождения. Нация, таким образом, основана на глубокой привя­занности, коренящейся в кровных связях.
Другой подход, называемый эволюционно-историческим, был принят многими немецкими, русскими и советскими антрополо­гами и этнографами. Он исходит от представления о народе как об общности, возникающей на основе единства крови и почвы. Согласно их концепции,
нация формируется из исторической этнокультурной общно­сти людей, связанных определенной территорией, и является самоопределяющейся устойчивой общностью, представители которой объединены общими корнями и верой в совместное настоящее и будущее. Членов этой этнокультурной общности объединяют неизменные с незапамятных времен значимые характеристики (язык, религия, территория, культура, обы­чаи, образ жизни, менталитет, исторические корни).
Географические и геокосмические факторы определяют этно­генез и по мнению Л. Н. Гумилева. Он рассматривал этнос как биосоциальный организм, характеризуемый определенной длительнос­тью существования, членимой на определенные периоды— молодости, зрелости, старости. Формирование этноса Гумилев считал продук­том совокупного действия космических энергий и особенностей ландшафта (места развития), в котором протекал этногенез [Гу­милев, 1989]. Однако в жизни наций порой случаются резкие и непредвиденные изменения, да и воззрения людей о том, что от­личает их нацию от других, их представления о своих национальных интересах как немцев, французов или русских модифицируются со временем.
Примордиалистских взглядов, по сути, придерживались К. Маркс и В. И. Ленин. В широко известной статье «О праве наций на само­определение» Ленин, развивая идеи Маркса, расположил призна­ки нации в следующей последовательности;
единство территории, на которой живет народ;
общность хозяйственных связей;
общий язык;
• общность психологического склада, или специфические осо­бенности культуры народа.
Духовную общность членов нации Ленин рассматривал лишь в последнюю очередь. Он считал, что человек от рождения принад­лежит к определенной нации и о свободном выборе национальной принадлежности не может идти речи. Ленин полагал «неприемле­мым определение состава наций вольной записью каждого граж­данина, независимо от его местожительства, в любой национальный союз» [Поли. собр. соч., т. XVII, с. 92-95].
Он резко критиковал сторонников культурно-национальных ав­тономий, отстаивавших право жителей многонациональных госу­дарств на свободный выбор школы и языка преподавания. И. В. Сталин, полностью принимая ленинскую концепцию на­ции, подчеркивал, что социальная общность перестает быть наци­ей, если не удовлетворяет хотя бы одному критерию ленинского определения.
Таким образом, сторонники концепций
полагают, что нации обладают измеримыми, осязаемыми характери­стиками. В самом деле, ведь можно с большей или меньшей точно­стью оконтурить территорию, на которой проживает этнос, под­считать долю говорящих на его языке, проанализировать хозяй­ственные связи и особенности культуры.
Поэтому при формировании СССР однозначное территори­ально-политическое размежевание между этническими группами на основе измеримых характеристик превратилось в практическую задачу. Ленин поддерживал право нации на самоопределение, т.е. на государственное отделение от чуженациональных территори­альных общностей, вплоть до образования самостоятельного на­ционального государства. В то же время Ленин считал, что чем крупнее страна, тем лучше условия для решения рабочим классом своих интернационалистских задач, и на практике, по его мне­нию, вопрос о целесообразности отделения нации от СССР мог решаться только на высшем уровне руководящей рабочей партии.
Право наций на самоопределение теоретически лежало в осно­ве государственного устройства СССР: официально предполага­лось, что народы реализовали это право в рамках социалистичес­кой федерации, в которой для многих из них создавались государ­ственные образования. Оставалось только решить, какие этнические группы имели право на свою республику или автономию, а какие подлежали ассимиляции или этнической интеграции, например предполагалось, что субэтнические группы грузин или русских интегрируются в единые социалистические нации, а затем прове­сти границы каждого национального образования. В бывшей Рос­сийской империи при крайне сложном многонациональном со­ставе населения и смешанном характере проживания многих эт­нических групп эта задача оказалась неразрешимой. Попытки провести жесткие границы между автономиями часто приводили к обострению национальных конфликтов.
В противоположность примордиалистским концепциям сторон­ники инструменталистскихтеорий нации понимают их как современные общности, объединяемые политическими ин­тересами и значимыми характеристиками, созданными в недавнем прошлом, а их общие генеалогические и геогра­фические корни есть мифы, созданные для сближения со­временных общностей.
К данному типу теорий принадлежит господствовавшая в куль-
турной антропологии до середины годов выдвинутая амери-
канскими антропологами и социологами теория так называемого
«плавильного котла» (теШщр01 (квогу). Они рассматривали этничес-
кие группы как пережитки доиндустриальной эпохи и считали, что
значение этнических общностей и этнических чувств будет посте-
пенно падать в ходе процессов урбанизации и модернизации, ак-
культурации меньшинств, структурной и языковой ассимиляции.
Согласно взглядам Барта и его последователей, национальное самосознание складывается в процессе социализации личности и человек вовсе не рождается с чувством общего с какой-либо груп­пой этнического происхождения. Основные положения теории эт­нической идентичности четко сформулировал ведущий кий этнолог В. А. Тншков:
• этнические общности существуют на основе историко-кулв**
различий и являются социальными конструкциями, воз­никающими и существующими в результате целенаправленных усилий со стороны людей и создаваемых ими институтов, особен­но со стороны государства. Суть этих общностей составляет разде­ляемое людьми представление о принадлежности к общности, или идентичность, а также возникающая на ее основе солидарность;
границы общностей, образуемых на основе избранных куль­турных характеристик, и содержание идентичности подвижны и изменяются в и ситуативном планах;
создаваемая и основанная на индивидуальном выборе к груп­повой солидарности природа социально-культурных общностей определяется их целями и стратегиями, среди которых: организа­ция ответов на внешние вызовы через групповую солидарность,
контроль над ресурсами и политическими институтами, обеспечение социального комфорта в рамках культурно однород­ных сообществ [Тишков, 19971.

Ви переглядаєте статтю (реферат): «Нояыс теоретические подходы» з дисципліни «Геополітика та політична географія»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: СУТНІСТЬ, ВИДИ ТА ЗАКОНОМІРНОСТІ РОЗВИТКУ ІНФЛЯЦІЇ
Вимоги до висновку за результатами перевірки нематеріальних актив...
ІНВЕСТОРСЬКІ КОШТОРИСИ
Стандарти ISDN
Ознайомлення з об’єктом аудиту


Категорія: Геополітика та політична географія | Додав: koljan (10.05.2013)
Переглядів: 562 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП