ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Геополітика » Глобалізація і взаємодія цивілізацій

Глобализация, цивилизации, государство
Процессы глобализации вносят радикальные перемены в положение национальных государств. Все большую часть своих функций они передают вверх (межгосударственным объединениям) и вниз (территориальным и муниципальным органам). Возникает закономерный вопрос: не уйдут ли эти политические институты в XXI в. в историческое прошлое, растворившись в
[270]
наднациональных глобальных властных органах, продолжив и логически завершив тенденции, ныне складывающиеся в интегрируемой Западной Европе, и превратившись в конечном счете в элементы всемирной федерации? Подобную перспективу предсказывает М.М. Голанский: "Потребность в централизованной власти в глобальном масштабе и сведение экономического суверенитета к финансовой независимости (жизни за свой счет) приведет к мировой федерации стран с глубоким разделением труда и четким распределением функций между ее субъектами. Вместо ныне существующего хаотического и беспорядочного множества практически мало связанных и независимых стран в мире возникнет жестко структурированное сообщество народов, тесно связанных экономическими и политическими узами" [1. С. 63-64].
Чтобы ответить на поставленный вопрос и оценить предложенный государственно-политический прогноз, нужно обратиться к ретроспективе, основным этапам взаимодействия и динамики государств, локальных цивилизаций и мирового сообщества.
Государство как общественный институт возникло на заре становления локальных цивилизаций, когда союзы неолитических племен стали устойчивыми и выделили атрибуты государственной власти - верховную власть; служилых людей (будущих чиновников), реализующих ее функции; профессиональные отряды воинов (которые одновременно выполняли и финансовую функцию, собирая дань и захватывая богатства соседей); карательные органы; узаконенные властью нормы поведения и запреты, нарушения которых карались. Государство брало на себя часть социальных и экономических функций, которые прежде выполняла община на соборной основе и выбранные или признанные ею руководители, – упорядочение отношений в обществе, усложнившемся по составу и разросшемуся по масштабам, организация общественных работ по ирригации, строительству общественных зданий и культовых сооружений, созданию страховых запасов, объединению сил для преодоления стихийных бедствий, противостояния вражеским нашествиям.
Следующий шаг – создание мощных государств или их союзов в рамках сформировавшихся цивилизаций первого поколения (шумерской, древнеегипетской, древнеиндийской, древнекитайской и т.д.), которые постоянно меняли свои границы, взаимодействовали и воевали друг с другом и т.п. Здесь прояви-
[271]
лась межгосударственная функция – координация деятельности союзных стран в крупных военных столкновениях, в политическом и экономическом сотрудничестве.
Затем возник новый государственный институт – мировые империи [2. С. 97-99]: недолговечная империя Александра Македонского, Римская и Византийская империи, подчинившие себе часть иных цивилизаций; Ассирийская, Ново-Вавилонская, Персидская на Ближнем и Среднем Востоке, империи Маурьев в Индии, Цинь и Хань в Китае. Создание империй следовало за расширением рамок экономического, политического и культурного взаимодействия и способствовало распространению передовых для того времени технологий и политических форм. Но реальной основой таких империй была военная сила, политическое единство, могущество центра. Как только центр слабел или подвергался завоеванию, империи распадались (как это было с Древним Римом, Византией).
В эпоху Средневековья наблюдалась тенденция сращивания государственной и религиозной властей. Мировые религии и их носители – вселенские церкви, их национальные служители старались подчинить себе государственный аппарат, использовать его ресурсы и возможности. Периодически возникали конфликты светской и духовной властей; не всегда они разрешались в пользу светской власти. Центры мировых религий (например, Ватикан) пытались взять на себя функции духовного ядра локальных цивилизаций и координатора межгосударственных отношений. Триумф западноевропейской цивилизации и распространение ее по земному шару происходили под эгидой католической церкви и протестантских движений с их лозунгами распространения истинной веры. Миссионеры предшествовали и сопутствовали колониальным захватам.
Начиная с XVI в. возникли мировые империи второго поколения – сперва португальская и испанская, затем первенство перешло к Британской империи, над которой, по образному выражению ее адептов, никогда не заходило солнце; в XVII в. – могучая в политическом и военном отношении, но более слабая экономически Российская империя, постоянно сражавшаяся с Оттоманской (Османской) империей и победившая в открытом столкновении французскую империю Наполеона I. Мировые империи были главными действующими лицами на геополитической арене, носителями интересов локальных цивилизаций. Хотя на их знаменах были начертаны символы мировых рели-
[272]
гий, реально первенствовали интересы экономические: захват и ограбление новых стран как источник первоначального накопления капитала (наиболее богатым полем схватки мировых империй и дележа награбленного стал Новый Свет в XVI-XVII вв.), освоение новых рынков и источников сырья (как это стало с Индией). Когда мир был поделен политически и экономически, настало время схватки за его передел, кульминацией которой стала первая мировая война.
Большая часть XX в. (после первой мировой войны) стала сравнительно недолгим периодом возвышения и распада мировых империй третьего поколения, в основе которых лежала общность идеологических и политических, а не религиозных интересов. В центре Европы возник мощный агрессивный геополитический центр – фашистская Германия, включивший в свою орбиту путем союзов и завоеваний почти всю континентальную Западную Европу. В союзе с ним выступала Япония, захватившая значительную часть Юго-Восточной Азии и Китая. Им противостояла ослабевшая Британская империя и ее могучий союзник – США, доминировавшие в Западном полушарии. Несколько особняком стоял Советский Союз – исторической наследник Российской империи. В результате самого крупного в истории столкновения двух блоков локальных цивилизаций в ходе второй мировой войны и последовавшего за ней распада колониальной системы произошла радикальная перестройка политической карты мира. Об этом свидетельствуют данные, приведенные С. Хантингтоном (табл. 7.1).
В итоге первой мировой войны западная цивилизация укрепила свое доминирование как по территории, так и по населению мира; в тесной зависимости от нее находилась латиноамериканская и китайская цивилизации. Противостояла ей лишь православная (евразийская) цивилизация, несколько улучшившая свое геополитическое положение и изменившая характер в результате образования СССР.
После второй мировой войны и волны национально-освободительных движений, распада Британской империи и колониальной системы геополитическая карта резко изменилась: вдвое сократился территориальный ареал и в 3,3 раза – доля населения мира, контролируемого западной цивилизацией; резко возвысилась мусульманская цивилизация (ее доля в территории мира увеличилась в 5 раз, а в населении – в 5,4 раза); обрела политическую самостоятельность индийская цивилизация: при всего 2,5% ее доли в территории мира в этой цивилизации

Ви переглядаєте статтю (реферат): «Глобализация, цивилизации, государство» з дисципліни «Глобалізація і взаємодія цивілізацій»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: Криптографічні методи захисту інформації
Поединок на корабле
Аналіз рентабельності роботи позичальника
ЄВРОПЕЙСЬКИЙ БАНК РЕКОНСТРУКЦІЇ ТА РОЗВИТКУ
Пушка на Луне


Категорія: Глобалізація і взаємодія цивілізацій | Додав: koljan (13.05.2013)
Переглядів: 1297 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП