Урегулирование конфликтов — это целенаправленная деятельность как субъектов конфликтного процесса, так и заинтересованных в урегулировании данного конфликта сил и сторон. Цель данной деятельности — создание условий для перехода от стадии несостоявшегося переговорного диалога между участниками спора (которая неминуемо ведет к конфликту) к стадии взаимоприемлемого компромисса. Урегулирование конфликтных ситуаций редко достигается без участия посредников, третьей стороны, выступающей в споре в качестве арбитра. В соответствии с принципами доклада ООН «Повестка дня для мира» (1992 г.) в настоящее время ос-
новной акцент в осуществлении миротворческих акций изначально делается на местные возможности урегулирования, при необходимости с участием миссии наблюдателей ООН; в случае неуспеха, на втором этапе включаются усилия региональных организаций и лишь при полном исчерпании избранных средств в действие могут вводиться войсковые формирования ООН (по решению Совета Безопасности). Первейшей задачей оперативного управления в разрешении конфликта является заключение перемирия и достижение прекращения огня. После того как активные боевые действия удалось прекратить, следующей важнейшей задачей является разделение и отвод конфликтующих сторон, создание коридора безопасности. Суть этого приема в психологическом отношении заключается в том, чтобы удалить противников из зоны прямого соприкосновения, исключив таким образом эмоциональные, неконтролируемые сознанием или спровоцированные видимыми или кажущимися угрозами новые акты проявления неприязни; в оперативно-тактическом отношении — развести примиряемых на расстояние, исключающее в принципе возможность взаимного поражения противостоящих сторон обычными видами оружия. Третья сторона при разделении противоборствующих сил должна обеспечить: — контроль за соблюдением границ, рубежей отвода, а также условий пользования общими угодьями, источниками водопользования и т. п.; — патрулирование зоны (коридора) безопасности и пресечение в соответствии с законодательством или оговоренными соглашением способами нарушений ее режима; — посредничество в урегулировании возникающих споров и конфликтов, примирение сторон, содействие в предоставлении гуманитарной помощи. Разъединение конфликтующих сторон и дистанцирование противников создает предпосылку для решения следующей задачи оперативного управления — отвод орудий и оружия крупных калибров с исключением возможности их применения по территории «противника», что создает качественно новую ситуацию для продолжения переговорного процесса о взаимном снижении уровня вооружений в целом.
Одновременно необходимо добиться соглашения между противоборствующими сторонами — сначала об «эквивалентном» размене «наиболее важными персонами», затем — «зачетном» размене живыми и мертвыми и, наконец, о полном размене заложниками и официальном закрепленном в договоре (соглашении) взаимном отказе от использования заложничества. На следующем этапе рассматриваемого процесса урегулирования необходимо установить уровни снижения вооруженности, а также определить конкретные субъекты обеспечения гарантии безопасности. Для снижения уровня вооруженности следует решить такие задачи, как: — складирование в установленных местах и сдача под контроль органов государственной власти и управления артиллерийского, минометного, реактивного вооружения и бронетех-ники, крупнокалиберного стрелкового оружия, мин, гранат, а также боеприпасов соответствующих калиб-ров; — регистрация находящегося на руках у представителей военизированных структур и формирований личного стрелкового оружия; — сдача (изъятие) нарезного стрелкового оружия представителями незаконных формирований (расформировываемых, разоружаемых в соответствии с договоренностями); — сдача (изъятие) незаконно хранимого огнестрельного оружия и боеприпасов всем населением. При этом может быть использован такой вариант, как выкуп оружия отдельными категориями граждан (фермеры, чабаны и т. п.), с соответствующим оформлением и контролем за использованием. В определенных условиях необходимо принимать также во внимание местные обычаи, традиции, социальные установки, связанные с оружием (например, культовое, обрядовое значение холодного оружия у горцев, казаков и др.), в связи с чем делать отдельные изъятия из общих правил; — полное восстановление правового режима владения, хранения, пользования оружием и боеприпасами. Процесс урегулирования не может быть полноценным без решения важной задачи государственного управления конфликтом — возвращение беженцев в места постоянного проживания, оказание им и другим пострадавшим от конфликта помощи, выплата компенсаций, восстановление пострадавшей от
междоусобицы социальной и хозяйственной инфраструктуры региона. Вполне очевидно, что полноценная реализация этих задач возможна только в условиях восстановления нормального правового режима органов государственной власти и управления, возможности беспрепятственного применения норм законодательства мирного времени. В оперативном плане важно вовремя уловить процесс массового возвратного движения беженцев, который символизирует начало этапа перехода конфликта к фазе угасания. С данного момента серия мер по обустройству возвращающихся, восстановлению социальной среды и хозяйственной жизни должна идти упреждающими темпами и во все увеличивающихся масштабах. Заключительной фазой урегулирования конфликта является заключение договора согласия. Вместе с тем есть весьма универсальный и достаточно эффективный способ найти путь к согласию. Для того чтобы его реализовать, договаривающимся сторонам необходимо при наличии обоюдной доброй воли детально поставить диагноз конфликта, вновь сопережить процесс его развития, прибегнув к своеобразной «конфликтотерапии», ориентируясь на поиск максимума возможностей, узловых точек, в которых возможен поворот ситуации к лучшему. В ходе подготовки такого договора на уровне государственного управления конфликтом необходимо выявить, изучить и проанализировать: 1. Источники конфликта, т. е. его исторические, экономические, национальные, конфессиональные предпосылки; различные аспекты взаимных претензий; глубину конфликта; степень расхождения мнений, позиций или конфронтации сторон. 2. Историю конфликта и фон, на котором он прогрессировал; нарастание конфликта во времени; динамику пересмотра способов «борьбы»; кризисы и поворотные точки в развитии противостояния; иные последствия конфликта (например, количество жертв, масштаб разрушений). 3. Реальные стороны конфликта, будь то личности, группы или большие сообщества; внешние силы заинтересованные в конфликте или способные от него пострадать; уровень геополитической, региональной военной, экономической, социальной сложности конфликта. 4. Цели, позиции отношения конкретных сторон; взаимозависимости позиций разных уровней и масштабов отношений;
роли в конфликте различных группировок и личностей; характер личных отношений друг к другу — от лидеров партий, движений, групп, вооруженных формирований до рядовых участников конфликта. В целом сложный процесс разрешения конфликтов требует кропотливой согласованной работы не только непосредственно в зоне самого противостояния, но и за его пределами, со стороны третьих сторон и международных организаций, участвующих либо заинтересованных в ликвидации конфликтной ситуации.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Урегулирование конфликтов» з дисципліни «Загальна теорія національної безпеки»