Силовые и ненасильственные методы обеспечения национальной безопасности
Для России, переживающей период радикальных реформ, предотвращение локальных войн и мирное разрешение назревающих вооруженных конфликтов (особенно на своей территории) становится первостепенной задачей. Эти конфликты, потеряв очертания глобального противостояния двух военных блоков, становятся в наши дни все более кровопролитными и более масштабными в отношении привлекаемых сил, средств и вовлекаемого в них мирного населения. Сегодня эта проблема исключительно важна не только для России, но и для многих других стран мира, так как исчезновение глобальной военной конфронтации по целому ряду известных причин не устранило угроз возникновения войн и вооруженных конфликтов, а лишь видоизменило, сделав их более специфическими, сложными, многообразными, переводя ситуацию от противостояния «Восток — Запад» в область еще менее предсказуемых региональных и межэтнических конфликтов. Среди специалистов и ученых ведущих стран мира ширится понимание ограниченности силовых мер как инструмента разрешения конфликтных ситуаций, растет убежденность в необходимости и целесообразности преимущественного применения в этих целях несиловых, ненасильственных мер. Специалисты и ученые развитых стран мира приходят к выводу о том, что важным инструментом достижения необходимо
го для этого взаимопонимания и доверия могут стать их совместные усилия: — по изучению последствий возможных войн с применением современного оружия и технических средств; — по контролю за испытаниями и нераспространением ядерного оружия, за сокращение обычных вооружений и ограничением военной и военно-морской деятельности; — по участию в совместных миротворческих операциях в различных регионах мира. Этому способствуют углубление научных представлений о характере будущих войн и вооруженных конфликтов с применением современных средств поражения и их возможных последствиях, а также рост и растущее вовлечение народных масс в формирующиеся мировые процессы. С этих позиций вопросы насилия и войны не могут рассматриваться в отрыве от всех проявлений неравенства и реального соотношения сил и средств вооруженной борьбы, которыми располагают различные страны мира, и концепциями их применения в межгосударственных отношениях для достижения своих политических и иных целей. Сегодня одна из основных задач в сфере обеспечения национальной безопасности Российской Федерации состоит в разработке конструктивной теории и создании действенного механизма для целостного, комплексного использования всех имеющихся средств (с приоритетом несиловых) при разрешении вооруженных конфликтов на ранних фазах их развития. До настоящего времени еще не разработана стройная теория вооруженных конфликтов, отсутствует единая и сколь-нибудь совершенная система подготовки страны и вооруженных сил к предотвращению и разрешению вооруженных конфликтов, отсутствуют достаточно разработанные критерии и методы оценки эффективности мер по их разрешению на разных фазах развития. Исторический опыт свидетельствует о существовании целого арсенала невоенных, а также несиловых мер, успешно применяемых для разрешения вооруженных конфликтов, эффективность которых различна не только в каждом отдельно взятом конфликте, но и на различных этапах их развития. Несмотря на все усилия мирового сообщества, в настоящий период вооруженные конфликты остаются неизменным атрибутом межгосударственных отношений. За последние 50 лет име-
ло место 259 локальных войн и вооруженных конфликтов. Реалии наших дней свидетельствуют о том, что военная сила продолжает оставаться одним из основных средств при разрешении межгосударственных и межнациональных противоречий. Однако становится все более очевидным, что возможности военной силы не безграничны в разрешении конфликтов, что требует глубокого фундаментального исследования природы вооруженных конфликтов и разработки нетрадиционных путей их разрешения с комплексным использованием всех возможных средств и мер. С одной стороны, наличие военной силы, возможные угрозы ее применения могут спровоцировать вооруженный конфликт, но, с другой стороны, военная сила в руках умелых политиков может стать эффективным инструментом сдерживания, предупреждения различного рода вооруженных столкновений и вооруженного насилия и других проявлений агрессивности в межгосударственных и межнациональных отношениях. Следует особо остановиться на закономерностях спада и подъема военной активности. В конфликтологии одним из показателей опыта человечества считаются войны, непосредственными участниками которых являются великие державы. С 1495 г. таких войн было 64 (с интервалом 8 лет), за два последних столетия — 11 войн (с интервалом 19 лет), за последние три года — две такие войны. В реальной жизни все чаще конфликтуют общности, которые принадлежат к разным цивилизациям и «запрограммированы» на разные стратегии отношений. При этом возникают «асимметричные» конфликты, в которых одна сторона (государство, блок, коалиция), будучи на одном уровне цивилизацион-ного развития, исходит из одних представлений о мире, о ходе и исходе возможной войны, а вторая — из прямо противоположных. В модели меняющегося мира такого рода конфликты, особенно имеющие идеологические корни (любого происхождения), представляются наиболее вероятными и опасными с точки зрения угроз национальной безопасности Российской Федерации и миру в целом. Если воспроизвести на карте районы наиболее значительных вооруженных конфликтов прошлого и сопоставить их с крупнейшими военными и военно-морскими базами развитых стран мира, сохраняющими до настоящего времени
свою готовность к использованию в соответствии с их предназначением, можно заметить своеобразную дугу «нестабильности», к которой, по-видимому, и должно быть приковано особое внимание специалистов, стремящихся предотвратить возникновение вооруженных конфликтов и создать надежный механизм их разрешения с комплексным использованием всех возможных средств и мер (с приоритетом несиловых и ненасильственных). Богатейший опыт локальных войн и вооруженных конфликтов позволяет сформулировать важнейшие закономерности, принципы и пути разрешения вооруженных конфликтов на мирных фазах их развития, которые должны стать основой дальнейшего совершенствования подготовки вооруженных сил и государства в целом к защите своих национальных интересов. Во всех локальных войнах и вооруженных конфликтах, имевших место на нашей планете за последние 50 лет, основными факторами, связанными с их возникновением, развитием, ведением и разрешением, были экономические факторы. Они отражали возможность государства обеспечить материальные потребности жизни и развития общества, а также производить все необходимое для войны. Отмечается строгая закономерность: в своем подавляющем большинстве инициаторами и участниками локальных войн и вооруженных конфликтов были государства с нестабильной экономикой, резким сокращением общественного производства, а иногда и находящиеся в состоянии общего кризиса их систем. Отсутствие экономической стабильности общества и государства способствовало появлению лидеров, которые прибегали к авантюрным мерам, к развязыванию локальных войн и вооруженных конфликтов. Опыт имевших место вооруженных конфликтов позволяет утверждать, что государствам, имеющим слабую экономику, неустойчивый политический строй, необходимо в первую очередь заботиться о создании своих вооруженных сил, их укомплектованности, обученности и боеготовности. Вооруженные силы являются не только атрибутом государственности, но и той силой, которая может играть сдерживающую роль от развязывания вооруженных конфликтов против суверенного государства. Таким образом, суверенитет государства непосредственно зависит от расходуемых средств на создание своих вооруженных сил.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Силовые и ненасильственные методы обеспечения национальной безопасности» з дисципліни «Загальна теорія національної безпеки»