ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Геополітика » Загальна теорія національної безпеки

Социальные интересы личности, общества и государства: сущность, типология
В советское время в условиях полного огосударствления всей общественной жизни не было необходимости исследовать проблему социальных интересов, особенно применительно к практике жизнедеятельности. Рассмотрение содержания интересов, их роли в жизни общества носило общетеоретический, далекий от прикладных задач, характер. Чаще всего они рассматривались как абстрактная, чисто философская категория, не требующая конкретных усилий по целенаправленному их формированию и тем более реализации. Поэтому исключительно важным и с теоретической, и с практической точки зрения является вопрос: что же представляют собой социальные интересы?
В основе всей целенаправленной человеческой деятельности лежат потребности и интересы. Потребности — это нужда в чем-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности организма индивида, социальной группы, общества. Это внутренний побудитель активности. Они подразделяются на биологические, свойственные как животным, так и человеку, и социальные, свойственные только человеку, носящие исторический характер и подверженные значительному влиянию экономики, культуры, идеологии.
Потребности и интересы — понятия не тождественные, но те и другие общим основанием имеют объективный характер. Потребность выражает отношение любого субъекта жизнедеятель-

ности к необходимым условиям своего бытия, поскольку без удовлетворения базовых потребностей невозможно существование ни биологического, ни социального организма. Между потребностями человека и их удовлетворением стоит человеческая деятельность, цель которой и заключается в удовлетворении потребностей людей.
Удовлетворение ряда непосредственных потребностей людей в жилье, пище, одежде и другом обеспечивает их физическое существование, но основная часть потребностей современного человека связана с его социальными функциями, а не физиологическими нуждами. Духовные потребности социальному человеку — личности гак же необходимы, как и продукты питания. Круг потребностей современной личности исключительно широк, он непрерывно расширяется и развивается. Чем разностороннее развита личность, чем сложнее тот или иной социальный организм, тем шире круг их потребностей и тем многообразнее формы их удовлетворения.
Однако не каждая потребность в равной мере может стать причиной и внутренним стимулом того или иного вида жизнедеятельности. Потребности, выражая взаимосвязь субъекта и условий его жизнедеятельности, обнаруживают себя в неосознанных влечениях и вполне осознанных мотивах поведения.
Подлинной реальной причиной и движущей силой социального развития являются интересы. Интересы — это осознанные потребности, сознательно сформированные обществом, социальными группами,индивидами.
Именно осознанность, теснейшая связь с личным и общественным сознанием и позволяет выделить интересы из многообразия потребностей в качестве особой, наиболее значимой категории в жизни человека и общества.
Отличие интереса от потребности можно понять на таком примере. Так, необходимость питаться является жизненной потребностью человека. Но питаться только вегетарианской пищей — это уже интерес, поскольку он сознательно сформирован тем или иным человеком в целях укрепления, по его мнению, здоровья и продления жизни.
Интересы обладают всеми чертами потребностей, но усилены особенностями индивидуального и общественного сознания, мировоззрения, психологического состояния, культурного развития и других качеств человека. Именно поэтому интересы,

в отличие от обычных потребностей, и обладают той действенной и реальной мощью.
Первые попытки выделить особую роль интересов в жизни общества и государства можно видеть еще в Древнем Риме. Теоретически проработанная попытка объяснить общественную жизнь с помощью интересов была предпринята еще в XVIII в. французскими материалистами. В интересах они усматривали реальное основание нравственности, политики, общественного строя в целом.
Интерес как причина и мотив человеческой деятельности порождается зависимостью между объективной необходимостью удовлетворения потребностей и интересов и поиском возможностей их удовлетворения, выступая реальной формой проявления общественных отношений различных видов.
Французский философ Гельвеций утверждал: «Всякий в сущности всегда повинуется своему интересу.. Если физический мир подчиняется закону движения, то мир духовный не менее подчинен закону интереса... Личный интерес есть единственная и всеобщая мера... человеческих поступков...»'. Поэтому всякие попытки лишить человека личных интересов или принизить их роль в общественной жизни могут только затормозить процесс общественного развития или негативно изменить его траекторию.
Недостатком подобных воззрений является то, что интересы выводятся из чувственной природы человека, рассматривая его скорее как чисто биологическое существо.
Гегель, развивая теорию интереса, показал несводимость интересов только к чувственности, к естественной природе человека и раскрыл их социальную сущность.
Сила интереса проявляется в настойчивости человека и общества по его удовлетворению. Действенность интереса заключается в воздействии, оказываемом им на деятельность людей. Пассивный интерес, не побуждающий деятельности, не имеет никакого значения. Гегель доказал, что «...интерес для субъекта представляет только непосредственное преднайденное в природе, и его субъекта особенная цель состоит в том, чтобы этот интерес был удовлетворен его поступками...»2
' Гельвеций К.А. Соч. T.I. M., 1973. С. 186—187. 2 Гегель Г.-В.-Ф. Философия права. M., 1990. С. 416.

Значительный вклад в развитие теории интереса внес английский философ и социолог Г.Спенсер. Он, считая основным законом социального развития закон выживания наиболее приспособленного, разделенного на классы или «дифференцированного» общества, показал, в частности, что общественные и частные интересы в существе своем гармоничны.
Велика заслуга в развитии теории социального интереса К.Маркса и Ф.Энгельса, главным образом в области экономических интересов, хотя в годы советской власти мало кто слышал об особой роли интересов, особенно личных, в жизни человека и общества.
Классики марксизма раскрыли объективную основу возникновения и формирования интереса. «Экономические отношения каждого данного общества проявляются, прежде всего, как интересы»', — писал Ф.Энгельс. При этом особо указывалось, что интересы людей выражаются и регулируются только через политику государства: «Так как государство есть та форма, в которой индивиды... осуществляют свои общие интересы и в которой все гражданское общество данной эпохи находит свое сосредоточение — то из этого следует, что все общие установления опосредуются государством, получают политическую форму»2.
Дальнейшее развитие теории интереса определяется задачами формирования нового гражданского общества в нашей стране, создания правового государства, ориентации на развитие потенциала человека в условиях возрастания значимости человеческого фактора и объективного снижения роли государства в общественной жизни.
Интересы как потребности органически присущи всем людям, лишить человека интереса нельзя, без интереса невозможна никакая деятельность людей. В социальных интересах закрепляются общественные отношения индивидов, социальных групп, слоев общества. Связь интересов с общественными отношениями в функциональном плане состоит в том, что общественные отношения определяются несколькими условиями:
формой осознания субъектом своих потребностей, целеполага-нием, практическими действиями. Реализация интересов субъ-
1 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 18. С. 271.
2 Там же. С. 63.

ектов ведет к закреплению общественных отношений, в связи с чем интересы становятся элементами объективной социальной реальности.
Сложная структура общества, различия в социальном положении людей, особенности преломления объективных условий действительности во внутреннем мире человека, в его сознании и деятельности приводят к появлению громадного множества, как правило, несовпадающих интересов. Это множество интересов не выстраивается в какую-то иерархию с определенной подчиненностью, а представляет собой большую сложную систему интересов, отражающую их тесную взаимосвязь, взаимообусловленность и взаимозависимость.
Социальные интересы отдельной личности выражают взаимную зависимость ее и других людей, т. е. выражают определенную грань социальной взаимозависимости личности с той группой или общностью, с которой ее объединяют общие условия жизнедеятельности.

Ви переглядаєте статтю (реферат): «Социальные интересы личности, общества и государства: сущность, типология» з дисципліни «Загальна теорія національної безпеки»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: Аудит доходів та витрат іншої діяльності
Історизми, архаїзми, неологізми і фразеологізми
ISDN в Україні
МЕТОДИ АУДИТОРСЬКОЇ ПЕРЕВІРКИ, ОЗНАКИ ТА КРИТЕРІЇ ОЦІНКИ ФІНАНСО...
ЗМІСТ ТА МЕТА МАРКЕТИНГОВОЇ ПРОДУКТОВОЇ ТА ТЕХНОЛОГІЧНОЇ ІННОВАЦІ...


Категорія: Загальна теорія національної безпеки | Додав: koljan (06.05.2013)
Переглядів: 2077 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП