Современные концепции национальной безопасности и динамика их изменений
Современные концепции национальной безопасности отдельных зарубежных государств стали создаваться и функционировать после второй мировой войны. Наиболее широкий размах этот процесс принял в Соединенных Штатах Америки, что было результатом опыта ведения внешней политики, накопленного руководством страны в ходе войны, а также особенностей, определяющих американские подходы к обеспечению безопасности страны в конкретных исторических условиях. Другие зарубежные государства не пошли на такую коренную перестройку внешнеполитического механизма, а встали на путь постепенной, эволюционной переделки. Это произошло либо в силу консервативности мышления, либо ввиду отсутствия возможностей. Но практически все страны Запада за основу взяли американские взгляды на проблему безопасности. В период «холодной войны» жесткая конфронтация в военной и идеологической областях определила приоритет внешнеполитического и военно-политического подхода к проблемам национальной безопасности в США. Поэтому стратегия национальной безопасности США в те годы касалась только внешней безопасности, практически не затрагивая внутренних сфер. В годы президентства Б.Клинтона в стратегии национальной безопасности США появился специальный раздел по экономическим вопросам, в котором, в частности, утверждалось: «С одной стороны, мы должны оживить экономику, если мы хотим поддерживать высокий уровень боеготовности вооруженных сил, реализуя наши внешнеполитические инициативы и расширяя влияние США в мире, а с другой — нам необходимо активно действовать за рубежом, если мы хотим открыть для себя иностранные рынки и создать новые рабочие места для американцев». Администрация Дж.Буша определилась со своей стратегией в области национальной безопасности, но в 2002 г. первые ее шаги в этой области и практические действия после террористических актов в сентябре 2001 г. свидетельствуют, что общий курс в сфере национальной безопасности, выработанный в предыдущие годы, не изменился, а только приобрел более имперские и по-американски бесцеремонные черты. В законе США «О национальной безопасности» 1947 г. не содержится определение понятия «национальная безопасность». Американские политологи придумали массу разнообразных определений этого понятия. Словарь военных терминов министерства обороны США определяет национальную безопасность США как сферу приложения совместных усилий военной и внешней политики и как желаемое условие (состояние), обеспечиваемое в первую очередь американским военным и оборонным превосходством над любой иностранной державой или групп держав, благоприятной позицией в международных отношениях, а также обороноспособностью и неуязвимостью, позволяющим успешно противостоять враждебным или разрушительным, явным или скрытым действиям других стран, включая применение ими военной силы'. Фактически в этом определении выражена идея идеальной ситуации абсолютного военного превосходства США над вооруженными силами всего мира, что лишний раз свидетельствует о теснейшей связи в США деятельности в области национальной безопасности с внешней и военной политикой при опоре на военную силу. Концепция национальной безопасности США составляет теоретическую основу американской военной и внешней политики. Сейчас, когда в России подход к проблемам национальной безопасности полностью деидеологизирован, США усили- US Departament of Defence. Dictionary of Military Terms. N. Y.. 1947. P. 240. вают идеологическую сторону своей концепции национальной безопасности на принципах теории «нового мирового порядка». США прямо указывают на то, что внешняя политика не может не быть идеологизирована, поскольку идеология — форма проявления национальных интересов. Это проявляется и в «Стратегии национальной безопасности США», представленной президентом США Дж. Бушем в сентябре 2002 г. в Конгресс в качестве документа, определяющего цели, задачи и направления деятельности американской администрации в сфере внешней и военной политики на ближайший год. В ней наряду с отчетливыми геополитическими основами «национальной безопасности», налицо и ярко выраженная идеологическая сторона: «Война с терроризмом — это не столкновение цивилизаций... Это борьба идей, и именно в этом сражении Америка должна одержать победу». Данная стратегия основана на идее о том, что обеспечение национальной безопасности США непосредственно связано с утверждением и функционированием свободы и демократии в других странах путем установления нового мирового порядка при лидирующей роли США. По выражению американского политолога Нолана, речь идет ни много, ни мало о совершенствовании всего мира. В стратегии национальной безопасности США, прежде всего, формулируются национальные цели, на достижение которых направлена национальная стратегия администрации США. При администрации Б.Клинтона национальная стратегия вдан-ном документе распространялась на три сферы: политическую, военную и экономическую, а в качестве приоритетных целей выдвигались: укрепление безопасности, обеспечение процветания нации, развитие демократии. Фактическое содержание национальных целей осталось неизменным, но в Стратегии национальной безопасности администрации Дж.Буша эта триада целей сформулирована несколько иначе: политическая и экономическая свобода, мирные взаимопонимания с другими государствами и уважение человеческого достоинства. Считается, что для достижения этих целей Соединенные Штаты должны: — поддерживать стремление государств обеспечивать уважение человеческого достоинства; — укреплять союзы государств по борьбе с международным терроризмом и предотвратить возможное нападение на США и их союзников; — сотрудничать с другими странами в урегулировании региональных конфликтов; — предотвращать угрозы применения оружия массового уничтожения против США и их союзников; — добиваться создания свободных рынков и содействия свободной торговле; — стимулировать развитие в новых государствах открытого общества и демократических институтов; — определить основные направления совместных действий с другими мировыми державами; — реформировать структуры, обеспечивающие национальную безопасность США, и придать им способность адекватно реагировать на угрозы XXI в. В данной Стратегии отмечается: «Защита страны от врагов является первой и основной обязанностью федерального правительства». Но при этом подчеркивается, что эта задача в настоящее время кардинально изменилась. Географическая изолированность Соединенных Штатов больше не обеспечивает безопасность страны. Настоящие и будущие противники будут стремиться нанести удары по стране и ее вооруженным силам новыми и неожиданными способами. США сталкиваются с новой настоятельной потребностью: они должны добиться победы в современной войне с терроризмом и одновременно готовиться к будущим войнам, которые существенно отличаются от войн прошлого столетия и конфликтов нынешнего времени. Если в прошлом, чтобы угрожать Америке, нужны были сильная армия и огромный промышленный потенциал, то сегодня угрозу могут представлять немногочисленные группы террористов. Терроризм как тщательно обдуманное, политически мотивированное насилие над невинными людьми объявлен основным врагом США на долгую перспективу. При этом прямо и откровенно говорится, что война против международного терроризма означает борьбу за американские ценности и образ жизни. Утверждается также, что для защиты США и американских интересов как внутри страны, так и за рубежом, угрозы будут определяться и ликвидироваться до того, как их воздействие достигнет американских границ. При этом, прилагая усилия, чтобы заручиться поддержкой международного сообщества, США прямо заявляют, что без такой поддержки без колебаний используют право на самооборону и будут наносить упреждающие удары по террористам, где бы они ни находились. Считается, что в отношении террористов неприменима традиционная концепция сдерживания и ответного реагирования. Вместо нее выдвигается концепция неизбежной угрозы с учетом возможностей и целей нынешних противников США, в соответствии с которой США должны быть готовы к упреждающим действиям, даже если нет полной информации о враждебных акциях против США. Особо подчеркивается, что настало время еще раз подтвердить важнейшую роль, которую играет военная мощь в обеспечении безопасности США. Высшим приоритетом вооруженных сил является защита Соединенных Штатов. В целях эффективного решения этой задачи вооруженные силы США должны: — гарантировать безопасность наших союзников и дружественных стран; — убедить потенциальных противников в бесперспективности развертывания военного соперничества с США; — сдерживать угрозы национальным интересам США, их союзников и друзей; — нанести решительное поражение любому противнику, в случае если меры по сдерживанию окажутся малоэффективными. Целью американских вооруженных сил объявлена защита и продвижение национальных интересов США и, если фактор устрашения окажется недостаточно эффективным, нанесение поражения угрозам этих интересов. США имеют глобальные интересы, ответственность и обязательства. В то же время Соединенные Штаты подвержены воздействию тенденций, событий и влиянию, которые имеют истоки за пределами границ государства. Когда интересы США защищены, Соединенные Штаты и их друзья процветают. Когда интересам США бросается вызов, они должны обладать мощью, необходимой для их защиты. При этом определены четыре области рисков, требующих устранения. Риски, связанные с содержанием вооруженных сил, обусловлены проблемами набора, сохранения на военной службе, подготовки и оснащения достаточного количества высокоподготов-ленного личного состава и содержания в боевой готовности вооруженных сил.
Оперативные риски обусловлены факторами, определяющими способность достигать военных целей в конфликтах будущего.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Современные концепции национальной безопасности и динамика их изменений» з дисципліни «Загальна теорія національної безпеки»