В настоящее время впервые в соответствии с Законом Российской Федерации 1992 г. «О безопасности» национальная безопасность подразделяется в зависимости от местонахождения источника опасности на два типа — внутреннюю и внешнюю безопасность (схема 3). В основе такого деления лежат территориальные границы между государствами. Сейчас, в условиях глобализации и интернационализации всех сторон общественной жизни, грань между внутренней и внешней безопасностью весьма размыта, а многие угрозы — международный терроризм, наркобизнес, экологические и природные катастрофы — порой трудно привязать к какому-то единому источнику. Тем не менее такое деление представляется весьма полезным с практической точки зрения, поскольку прежде всего оно позволяет четко классифицировать те или иные концептуальные подходы к решению проблем обеспечения национальной безопасности. Кроме того, деление на внутреннюю и внешнюю безопасность необходимо и для осознания того, что при обеспечении внутренней безопасности требуются совер 39 шенно другие методы, формы и способы, чем при обеспечении внешней безопасности.
Схема 3. Типы национальной безопасности в зависимости от местонахождения источника опасности Основные направления обеспечения внутренней безопасности России сейчас — это решение следующих задач: принятие всех возможных мер для выхода России из кризиса, что имеет решающее значение для ее возрождения как мировой державы; успешное осуществление рыночных реформ; снижение остроты социальных противоречий; обеспечение защиты российских духовных, интеллектуальных и культурных ценностей; укрепление оборонного потенциала; формирование демократического правового федеративного государства; недопущение обострения социального и политического противостояния, создающего опасность политических кризисов, могущих перерасти в военные конфликты; достижение общественного согласия, здорового социально-психологического и нравственного климата в обществе; надежная защита жизни, здоровья, имущества, прав и свобод человека, создание достойных условий его существования, а также условий существования и развития семьи как ячейки гражданского общества и ее государственная поддержка; повышение эффективности и уровня образования в России. Российское государство отличается обширностью территории. Отсюда важным направлением политики внутренней безопасности, обеспечивающим устойчивое демократическое развитие России, является сбалансированная региональная политика, оптимальное соотношение интересов центра и регионов, республик и областей, находящихся в различных природно-климатических, социально-экономических и этнополитических условиях. С этой точки зрения особую угрозу стабильности в стране представляет большой разрыв в уровне жизни отдельных регионов страны многие регионы практически существуют только за счет дотаций из средств федеральной власти. Возросло число автономий в составе России — с 22 до 31, увеличилась и их относительная площадь — с 28% (по отношению к нынешней территории России) до 53%. В то же время более 50% административных границ внутри России не имеют твердой правовой основы. Это также фактор потенциальной дестабилизации положения в стране. И все же действительную угрозу не только жизненным интересам России в отдельных регионах и сферах экономики и политики, но и самому ее существованию представляет скорее региональный, чем национально-территориальный сепаратизм. Принятие субъектами Федерации нормативных правовых актов и решений, противоречащих Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству, является одним из самых опасных факторов, размывающих единое правовое пространство страны. Нарушение принципа верховенства Конституции Российской Федерации и федеральных законов в конституционном, уставном законотворчестве субъектов Федерации выражается в присвоении в одностороннем порядке права приостановления действия федеральных законов и иных нормативно-правовых актов Российской Федерации, если они в какой-то степени не соответствуют Конституции России, уставу, законам субъектов Федерации или правовым интересам субъектов Федерации. С позиций обеспечения национальной безопасности нельзя игнорировать попытки принимать нормативно-правовые акты в сферах, относящихся к исключительной компетенции Российской Федерации, в частности в области установления государственной границы, обеспечения целостности территории России и т. д. Характерным нарушением является стремление отдельных республик закрепить за собой такие права, как объявление военного положения; принятие решений по вопросам войны и мира; согласие на дислокацию на своей территории воинских формирований; регулирование вопросов внешней политики и международных договоров. В ряде субъектов Федерации приняты были законы о безопасности, в которых содержатся положения, противоречащие Конституции Российской Федерации и законодательству России, созданы даже министерства по вопросам безопасности, что является прямым нарушением Конституции Российской Федерации и Федерального закона «Об органах Федеральной службы безопасности Российской Федерации», не допускающих их двойного подчинения. В нормативно-правовых актах субъектов федерации содержатся положения о назначении на должность и освобождении от должности руководителей территориальных органов безопасности, что также нарушает принципы и правовые нормы, регулирующие кадровые вопросы в системе органов Федеральной службы безопасности, Генеральной Прокуратуры и т.д. Для создания и совершенствования федерализма и укрепления национальной безопасности страны необходимо обеспечить сохранение государственного суверенитета как единого и неделимого на всей территории России, пресечение процесса конфедерализации, переход от нынешней стихийной десувере-низации Российского государства к продуманной, последовательной, сбалансированной децентрализации полномочий и функций органов государственной власти в рамках конституционно-правового пространства. Все эти обстоятельства и объясняют особое значение внутренней составляющей в обеспечении национальной безопасности России в настоящее время. Подход России к проблемам внешней безопасности характерен пониманием того, что в условиях современной ядерной эры недопустимо и невозможно обеспечить собственную безопасность за счет снижения уровня безопасности других стран. Любая концепция обеспечения безопасности разрабатывается в соответствии с конкретными историческими условиями. Ранее каждое государство обходилось в основном собственными силами для предупреждения и снижения остроты возникающих угроз. В настоящее время многие проблемы внешней безопасности решить в одиночку невозможно, в силу чего объективно требуется объединение усилий всех государств мира. Мир усилий настолько интегрирован, что невозможно свести обеспечение внешней безопасности к рамкам национальных границ. Поэтому единственным разумным путем обеспечения внешней безопасности является достижение определенного баланса своих интересов и интересов других стран, определенного компромисса в рамках международной безопасности.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Структура системы национальной безопасности» з дисципліни «Загальна теорія національної безпеки»