Ж/д транспорт является основой транспортной системы России. Он за-нимает второе место в грузообороте всех видов транспорта и первое – в пас-сажирообороте. Протяженность железнодорожных путей составляет 7% миро-вых, а доля в мировом железнодорожном грузообороте равна 25%, пассажиро-обороте – 15%. Общая протяженность ж/д путей России – 148 тыс км (2ое ме-сто после США), при этом густота железных дорог в 10 р меньше, чем в стра-нах Западной Европы. Главная задача ж/д транспорта в России – обеспечить надежную транс-портную связь северной части страны с ее восточными районами. Ее выпол-нение усложняется тем, что темпы строительства ж/д резко отстают от темпов развития нар хоз-ва. Современный этап развития ж/д транспорта связан с НТП, одно из важнейших направлений к-го – электрификация ж/д, создание высокоскоростных ж/д магистралей. Ж/д транспорт имеет целый ряд достоинств (относительно свободное размещение, надежность, регулярность, универсальность вне зависимости от времени года, суток, условий погоды). Он дает возможность производить мас-совые перевозки грузов и пассажиров. Ж/д транспорт особенно эффективен в перевозках на дальние расстояния, а с учетом огромного пространства терри-тории России он и в перспективе останется ведущим видом транспорта в мас-совых грузовых перевозках на дальние расстояния и в пассажирских перевоз-ках на средние расстояния и пригородных сообщениях. 700 км Основными грузами железнодорожного транспорта являются каменный уголь (23%), строительные грузы (16,2), нефть и нефтепродукты (15), желез-ная и марганцевая руда (8,6), черные металлы (6), лесные грузы (4,5%), а так-же химические и минеральные удобрения, цемент, зерно и комбикорма, руды цветных ме, лом черных ме. Размещение железнодорожного транспорта неравномерно. Густой и раз-ветвленной железнодорожной сетью обладает европейская часть страны. Кон-фигурация сети – радиально-кольцевая с центром в Москве. В восточной час-ти страны железнодорожная сеть имеет ярко выраженное широтное направле-ние с малой разветвленностью. Кроме Норильска Важнейшей магистралью, связывающей Центр с Уралом, Сибирью и Дальним Востоком, является Трансконтинентальная железная дорога (Москва – Владивосток). Построена Байкало-Амурская магистраль. Важное значение для России имеют Южно-Сибирская и Средне-Сибирская железнодорожные магистрали, проходящие через территорию Казахстана. В меридиональном направлении действует участок Тюмень – Сургут – Уренгой. Плотность железнодорожной сети в России мала (5 км па 1000 км2), по-этому весьма высока грузонапряженность железных дорог. *1 ж/д дорога была построена в 1837: С-П и Павловск. 1 магистраль – 1851 С-П и Москва
Ви переглядаєте статтю (реферат): «ТО ж/д» з дисципліни «Територіальна організація населення»