Одной из главных задач сравнительной географии следует считать задачу изучения Земли в ее особых отношениях к человеку. Сравни-тельная география изучает одновременно различные страны земного шара, сравнивает их особенности и выводит свое заключение об их от-носительных преимуществах для развития человеческого рода, для со-циального прогресса и для развития цивилизации. Задачи сравнитель-ной географии таким образом и понимали ее знаменитые творцы: Карл Риттер, Александр Гумбольдт, Арнольд Гюйо; так понимают задачу своей науки и современные географы. Подобно всем отраслям человеческого знания сравнительная гео-графия располагает двумя методами логического исследования – анали-зом и синтезом. Аналитический метод изучает сначала влияние отдель-ных условий, а затем изучает влияние всей вообще физико-географической среды во всей совокупности и разнообразии различных условий. Мы постараемся здесь кратко рассмотреть влияние тех усло-вий, которые имеют наибольшее значение в исторических и социальных судьбах народов. 1. Астрономические влияния. Наша Земля представляет собою не-бесное тело и составляет часть Солнечной системы. Вследствие этого она испытывает на себе влияния других небесных тел, и главным обра-зом центрального светила нашей планетной семьи – Солнца. Всякая жизнь на Земле проявляется благодаря известному количеству тепла и света, единственным источником которого является Солнце; но различ-ные части земного шара получают живительные лучи не в одинаковом количестве и не под одним и тем же углом наклонения, а мы знаем, что нагревательная сила солнечного луча зависит от более или менее верти-кального направления этого луча. Чем вертикальнее падают лучи солн-ца на земную поверхность, тем сильнее нагревают они ее. Вследствие этого поверхность земного шара разделяется на несколько климатиче-ских поясов, находящихся в неодинаково благоприятных положениях для развития в них органической жизни и исторических процессов. <…> …Мы должны признать значительное влияние географической широты и климата вообще на развитие цивилизации. Чтобы убедиться в этом, достаточно посмотреть на карту годичных изотермических линий. Основываясь на этой карте, мы можем сказать, что самые значительные на земле города и селения сгруппированы между двумя крайними изо-термическими линиями: +16° и +4° . Изотерма +10° с достаточной точ-ностью определяет центральную ось этого климатического и культурно-го пояса; на этой линии сгруппированы богатейшие и многолюднейшие города мира: Чикаго, Нью-Йорк, Филадельфия, Лондон, Вена, Одесса, Пекин. К югу от изотермы +16° в виде исключения рассеяно несколько городов с населением более чем в сто тысяч человек: Мехико, Новый Орлеан, Каир, Александрия, Тегеран, Калькутта, Бомбей, Мадрас, Кан-тон. Северная граница, или изотерма +4°, имеет более абсолютный ха-рактер: к северу от нее нет значительных городов, кроме Виннипега (в Канаде) и Тобольска и Иркутска (в Сибири). Наконец, на изотерме 0° расположены лишь очень небольшие поселения, как, например, Туру-ханск, Якутск, Верхоянск и другие места ссылки, куда русское царское правительство ссылает на медленную смерть своих политических про-тивников. С точки зрения исторической и социальной жизни влияние гео-графической долготы играет значительно меньшую роль. Для древних писателей цивилизация, а следовательно, и история в своем развитии шли вслед за солнцем: как и солнечный свет, благотворный свет куль-туры и цивилизации возникает на востоке и оттуда распространяется к западу. Были даже попытки создать на основе этого поверхностного утверждения особый космический закон развития цивилизаций. Все главные исторические переселения народов, заканчивавшиеся в Европе в разное время, начинал с гипотетического переселения в Европу азиат-ских арийцев, продолжая нашествием варваров на разлагавшуюся Рим-скую империю, монгольскими завоеваниями под предводительством потомков Чингисхана, кончая, наконец, вторжением арабов и турок, – все они являлись с востока. Несколько позже, после открытия Америки, начавшееся движение европейцев в Новый Свет, казалось, доставило защитникам этой теории новое подтверждение. Но не мешает помнить, что простое чередование фактов, хотя бы и часто повторяющихся, но, очевидно, не связанных с общей суммой космических явлений, не должно иметь значения «естественного закона» в том смысле, какой ему придает научная мысль нашего времени. <…> 2. Влияние физической среды. Если тепловое могущество солнеч-ных лучей определяется астрономическим отношением Земли к Солнцу, то способность поглощать и собирать теплоту, которую в различной степени получают разные страны земного шара, обусловливается в свою очередь целой сложной совокупностью условий, изучение которых вхо-дит также в область сравнительной географии. Бросим беглый взгляд на разные, но часто с трудом уловимые влияния, которые, вытекая из раз-нообразия отношений между геосферой, гидросферой и атмосферой, т.е. между тремя составными частями нашей планеты, оказывают влия-ние на исторические и социальные судьбы человечества. Климат большей части стран и местностей лишь отчасти соответ-ствует их географическим широтам. Неодинаковое распределение морей и материков, различная изре-занность и расчлененность береговой линии, высота, конфигурация и геологическое строение почвы, форма и направление горных цепей, морские и атмосферные течения, обилие или недостаток осадков, нако-нец, бесчисленные случайные метеорологические явления – все это соз-дает иногда значительные отступления изотермических линий, обозна-чающих географическую широту. Говоря вообще, параллели должны считаться абстрактными, придуманными лишь для удобства линиями. Охватить одним взглядом все бесчисленные черты и особенности кли-мата на земном шаре можно, лишь основываясь на изотермах, располо-жение которых на первый взгляд крайне капризно. Помимо непосредственного влияния сложные физические условия влияют на социальную жизнь людей самым различным образом, поощ-ряя или затрудняя развитие солидарности и взаимопомощи между людьми. Так, например, водопады, пороги и быстрины больших рек (Нила, Конго, Замбези, Оранжевой) в связи с устройством поверхности, плоскогорьями, лежащими одно над другим, оказались достаточными, чтобы сделать внутренность Черного материка непроницаемой для культурного воздействия. Культура, зародившаяся в долине нижнего течения Нила, проникла в область, находящуюся у истоков этой реки, только сделав гигантский обход через Средиземное море, Атлантиче-ский океан, Америку, Тихий и Индийский океаны. Целый ряд физико-географических преимуществ Европы, обусловленных удачным ее рас-членением, слегка волнообразным рельефом ее поверхности, направле-нием ее главных горных хребтов параллельно экватору (Альпы, Пире-неи) и, наконец, тем фактом, что ее берега омываются теплым океани-ческим течением – Гольфстримом, давно уже обратили внимание гео-графов, начиная с Карла Риттера и Гумбольдта и кончая их современ-ными продолжателями. <…> 3. Влияние растительного и животного мира. Влияние антропо-логических условий. Растительный и животный мир оказывают также свое влияние, иногда очень решающее, на социальную жизнь людей. Страны, покрытые лесами, изобилующими дикими животными, как, например, Сибирь и Маньчжурия, способствуют образованию охот-ничьих наклонностей у населения; и наоборот, население невольно ста-новится пастушеским, если оно обитает среди обширных травяных сте-пей, льяносов, пампасов и прерий. <…> …Мы должны признать, что в наши дни лишь одна Европа имеет более или менее неоспоримое право на название цивилизованного мате-рика. Ее ближайшая соседка, огромная Азия, с исторической и физико-географической точки зрения делится цепями гор и высоких плоского-рий, пересекающих ее по направлению наибольшей длины (от Черного моря до берегов Великого океана), на две неравные части. Половина, большая, занимающая все пространство к северу от этой демаркацион-ной линии и спускающаяся к Северному Ледовитому океану, представ-ляет собою обширную пустыню, где едва в среднем приходится один человек на квадратный километр и где несколько незначительных горо-дов вместе с остатками древних культурных центров составляют немно-гие культурные базисы в бассейнах Аральского моря, озера Или и реки Тарим. Наоборот, южная половина и юго-восточная часть Азиатского материка отличаются густым населением и сохранили памятники бы-лых цивилизаций, некогда горевших ярким светом, погасшим уже не-сколько столетий тому назад. В обеих Америках занесенная из Европы цивилизация еще борется с туземным варварством. Наконец, Африка, за исключением узкой береговой полосы, коснеет еще в дикости. Если мы станем рассматривать цивилизацию как общее создание всего человечества, как дело, в котором участвуют все народы мира, то мы тем не менее должны будем признать, что по отношению «званых» (т.е. по отношению ко всему числу всех жителей земного шара – при-близительно один миллиард шестьсот тысяч человек) приходится слиш-ком незначительное число «избранных», т.е. действительно работаю-щих или работавших когда-нибудь над этой грандиозной задачей чело-вечества. Из этих «избранников» и составляются «исторические наро-ды», называемые так в отличие от «народов природы», которым дал это название, если не ошибаюсь, антрополог Вайц. Весьма возможно, что это было сделано им отчасти под влиянием воспоминания «о естествен-ном состоянии» человека, о котором так много говорили Жан Жак Рус-со и его школа в конце XVIII столетия. Но нужно ли доказывать, что в строгом смысле этого слова «наро-дов природы» не существует. В жизни человечества не было эпохи на-стоящего «естественного состояния», так как зачатки цивилизации и искусства существовали на Земле даже до появления человека, хотя бы у бобров и у других животных. Самые отсталые племена, стоящие на наиболее низкой ступени развития, все же обладают некоторыми зачат-ками культуры; они успели еще с начала четвертичного периода, а мо-жет быть, и раньше, худо ли, хорошо ли приспособиться к окружающей среде, успели приобрести, хотя бы и в слабой степени, разумную власть над своими инстинктами и над природой, одержать большие победы над космическими силами, сумели превратить себе на пользу то или иное растение, научились приручать животных и почти всюду пользуются огнем. Многие из этих народов, как, например, племена Малайского ар-хипелага, пользуются, по уверениям Уоллеса, таким материальным бла-госостоянием, какому позавидовало бы большинство обездоленного населения богатейших городов Европы. Но эти «народы-счастливцы» являлись на историческую арену слишком поздно, они добирались до начальных пунктов цивилизации только в то время, когда эти последние уже давно бывали покинуты «историческими народами». Поэтому мы и имеем право сказать, что ни один из этих народов не принес ни единого камня для постройки величественного здания всемирной цивилизации, не вложил ни одной лепты в общую сокровищницу человечества. Всегда и всюду история заносит на свои скрижали лишь тяжкий, очень часто кровавый труд, который существующее в данный момент поколение выполняет ради пользы неизвестного будущего. Но, быть может, народы, не знающие этого тяжелого труда на пользу цивилизации, пользуются счастьем? Ренан дает и на этот вопрос утвердительный ответ. Я ограничусь здесь лишь указанием на то, что эти «счастливые народы», если только они действительно счастливы, не интересуют историка и социолога – их жизнь и быт могут интересовать только антрополога и этнографа. Задача, к разрешению которой я стремлюсь, может быть сформу-лирована в следующих словах: какая таинственная сила налагает на не-которые народы то ярмо истории, которое остается совершенно неиз-вестным для значительного количества племен? Каковы естественные причины неравного распределения благодеяний и тягостей цивилиза-ции? Может быть, наше исследование внесет некоторый свет в эти «проклятые» вопросы истории человеческого рода, социологическую важность которых нет необходимости еще лишний раз доказывать.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Географический синтез истории» з дисципліни «Геополітика»