Влияние физических законов на организацию общества и характер отдельных лиц
Если мы станем рассматривать, какие физические деятели имеют са-мое могущественное влияние на род человеческий, то найдем, что их можно подвести под четыре главные разряда, а именно: климата, пищи, почвы и общего вида природы; под последним я разумею те явления, кото-рые хотя и представляются главнейшим образом зрению, но, через по-средство этого и других чувств, дают направление сближению понятий и тем порождают в различных странах различный склад мыслей народа. К трем первым из этих четырех классов могут быть отнесены все влияния внешнего мира, имевшие постоянное влияние на человека; последний же класс или то, что я называю общим видом природы, действует главней-шим образом, возбуждая воображение человека и внушая ему те бесчис-ленные предрассудки, которые представляют значительное препятствие распространению знания. А так как в младенчестве народа власть пред-рассудков бывает неограниченна, то оказалось, что различие видов приро-ды породило соответствующее различие в характере народов и сообщило их религии те особенности, которые при известных обстоятельствах не-возможно изгладить. Другие три деятеля, а именно: климат, пища и поч-ва не имели, сколько нам известно, такою непосредственного влияния, но отразились самыми важными последствиями в общей организации обще-ства и породили многие из тех важных черт различия между народами, которые часто приписываются коренному различию человеческих пород. Но такое врожденное различие пород – совершенная гипотеза, между тем как несходство, происходящее от различия климата, пищи и почвы, мо-жет быть удовлетворительно объяснено; с уразумением же его должны рассеяться все препятствия, затруднявшие до сих пор изучение истории. Поэтому я намерен прежде всего рассмотреть законы этих трех главных деятелей настолько, насколько они находятся в связи с человеком в его общественном быте: проследив же действие этих законов со всей точно-стью, какая возможна при настоящем состоянии естествознания, я перейду к рассмотрению последнего деятеля, а именно – общего вида природы, и постараюсь указать на важнейшие черты различия между странами, про-исходящие от их несходства в этом отношении. Итак, начнем с климата, пищи и почвы. Ясно, что эти три силы при-роды не в малой мере зависят одна от другой, т. е, существует весьма тес-ная связь между климатом страны и произрастающей в ней пищей, пища же сама зависит от производящей ее почвы, а также от возвышения и по-нижения местности, состояния атмосферы – одним словом, от всех тех ус-ловий, совокупности которых обыкновенно придается название физиче-ской географии в её обширнейшем смысле. При существовании такой тесной связи между этими физическими деятелями следует, кажется, рассматривать их не самих по себе, а скорее по результатам их совокупного действия. Этим путем мы вдруг придем к полному пониманию всего вопроса, избегнем сбивчивости, могущей произойти от искусственного разделения явлений, которые сами по себе нераздельны, и будем в состоянии яснее видеть, до какой степени прости-рается замечательное влияние сил природы на судьбу человека на пер-вых ступенях общежития. Из всех последствий, происходящих для какого-нибудь народа от климата, пищи и почвы, самое первое и во многих отношениях самое важное есть накопление богатства. Хотя успехи знания и ускоряют, на-конец, возрастание богатства, но то достоверно, что при самом зарож-дении общества сперва должно накопиться богатство, а потом уже мо-жет быть положено начало знанию. До тех пор, пока всякий человек занят снискивавшем того, что необходимо для существования, не может быть ни охоты, ни времени заниматься более возвышенными предметами, не может быть создана никакая наука, а возможна только разве попытка сбе-речь труд применением к нему тех грубых и несовершенных орудий, какие в состоянии изобрести и самый невеже народ. В таком состоянии общества первый важный шаг вперед составляет накопление богатства, ибо без богатства не может быть досуга, а без досу-га не может быть знания. Если то, что потребляет народ, всегда совер-шенно равняется тому, что он имеет, то не будет остатка, не будет накоп-ляться капитал, а следовательно, не будет средств к существованию для незанятых классов. Но когда производство сильнее потребления, то образу-ется излишек, который по известным законам сам собой возрастает и, на-конец, становится запасом, на счет которого, непосредственно или посред-ственно, содержится всякий, кто не производит того богатства, которым живет. Только с этого времени и делается возможным существование мыслящего класса, ибо только с этого времени начинается накопление в запас, с помощью которого люди могут пользоваться тем, чего не про-изводили, и получают таким образом возможность предаться таким заня-тиям, для которых прежде, когда они находились под гнетом ежедневных потребностей, у них недоставало бы времени. Итак, из всех важных общественных усовершенствований самым первым должно быть накопление богатства, ибо без него не может быть ни желания, ни времени, необходимых для приобретения того знания, от ко-торого, как я докажу впоследствии, зависят успехи цивилизации. Ясно, что у совершенно невежественного народа скорость производства богатства обусловливается только физическими особенностями местности. Несколько позднее, когда уже капитализируется богатство, начинают действовать и другие причины, до тех пор прогресс может зависеть только от двух об-стоятельств; во-первых – от энергии и правильности труда, а во-вторых – от вознаграждения за труд, получаемого от щедрот природы. А эти два усло-вия составляют сами результат предшествовавших физических влияний. Вознаграждение за труд определяется плодородием почвы, самое же пло-дородие почвы зависит частью от примеси в ней известных химических составных частей, частью от степени орошения ее реками или другими ес-тественными средствами, частью, наконец, от теплоты и влажности атмо-сферы. С другой стороны, энергия и правильность в самом труде совер-шенно зависят от влияния климата. Влияние это проявляется двумя раз-личными путями. Во-первых, – что составляет весьма лажное обстоятельст-во – в сильные жары люди бывают не расположены и до известной степени не способны к тем деятельным занятиям, которым в более умеренном кли-мате они предавались бы с охотой. Другое же обстоятельство, менее обра-щавшее на себя внимание, по одинаково важное, заключается в том, что климат действует на труд не тем только, что расслабляет или укрепляет трудящегося, но и влиянием своим на правильность образа жизни этого последнего. Так, мы находим, что ни один народ, живущий на слишком большой северной широте, никогда не имел того постоянного, неослабно-го трудолюбия, которым отличаются жители умеренных поясов. Причина этого становится очевидна, когда мы припомним, что в более северных странах суровость погоды, а в известные времена года и отсутствия света делает невозможность для людей продолжать их обычные занятия вне домов. Это имеет то последствие, что рабочие классы, вынуждаемые та-ким образом приостанавливать свои обычные занятия, делаются склон-нее к неправильному образу жизни; цепь их деятельности как бы разрыва-ется, и они теряют ту скорость, которая неизбежно приобретается продол-жительным, непрерывным упражнением. Вот почему в характере такого народа замечается более причудливости и своенравия, чем в характере народа, которому климат дозволяет правильное отправление обычных занятий. И в самом деле, закон этот так силен, что мы можем различать действие его при самых противоположных обстоятельствах. Трудно пред-ставить себе большее различие в правлении, законах, религии и обычаях, как существующее между Швецией и Норвегией, с одной стороны, и Испа-нией и Португалией – с другой. Между тем эти четыре страны имеют одно важное общее свойство. Во всех их одинаково невозможна непрерывная земледельческая деятельность. В двух южных странах работы прерывают-ся жаром, сухостью погоды и происходящим оттого состоянием почвы; в двух же северных то же действие производят суровость зимы и короткость дней. Вот почему эти четыре нации, при всем несходстве их в других от-ношениях, одинаково отличаются слабостью и непостоянством характера, представляя в этом отношении разительную противоположность с более постоянным и правильным образом жизни, преобладающим в странах, где климат не так часто заставляет рабочие классы прерывать их занятия и на-лагает на них в то же время необходимость более постоянной, неослабной деятельности. Вот главные физические причины, от которых зависит производство богатства. Бывают, без сомнения, и другие обстоятельства действующие с сознательной силой и имеющие, при более развитом состоянии общества, такое же, а иногда и большее влияние, но это случается уже позднее. Рассматривая же историю богатства на его первых ступенях, мы находим совершенную зависимость от почвы и климата; почвой обуславливается вознаграждение, получаемое за данный итог труда, а климатом – энергия и постоянство самого труда. Достаточно бросить беглый взгляд на прошед-шее, чтобы убедиться в огромной важности этих двух физических условий. Нет примера в истории, чтобы какая-нибудь страна цивилизовалась своими собственными средствами, без особенно благоприятного развития в ней одного из этих условий. В Азии цивилизация всегда ограничивалась тем обширным пространством, где плодородная наносная почва обеспечивала человеку ту степень богатства, без которой не может начаться умственное развитие. Эта большая полоса земли простирается, с немногими перерыва-ми, от восточной части Южного Китая до западных берегов Малой Азии, Финикии и Палестины. К северу от этого огромного пояса тянется длин-ный ряд бесплодных пространств, на которые постоянно селились дикие, кочующие племена, всегда остававшиеся в бедности вследствие бесплодия почвы и не выходившие из своего нецивилизованного состояния во все время пребывания в этих местностях. До какой степени это зависело от причин физических, видно из того факта, что те же самые монгольские и татарские орды основывали и разные времена великие монархии в Ки-тае, Индии и Персии и во всех этих случаях достигали цивилизации, нис-колько не уступавшей цивилизации самых цветущих из древних государств. В плодородных долинах Южной Азии природа доставляла все материалы богатства, и там-то варварские племена впервые дошли до известной сте-пени образованности, создали национальную литературу и установили национальный образ правления, чего не могли сделать на родине. Точно так же арабы в своей стране, благодаря сухости ее почвы, всегда остава-лись грубым и необразованным народом: в этом случае, как и во всех дру-гих невежество было плодом крайней бедности. Но в VII столетии они завоевали Персию, в VIII – лучшую часть Испании, в IX – Пенджаб и, нако-нец, почти всю Индию. Едва утверждались они в своих новых оседлостях, как в характере их, видимо, происходила большая перемена. Они, которые на своей родине были чуть-чуть не бродячими дикарями, теперь впервые получали возможность накоплять богатство и потому впервые начали де-лать некоторые успехи в искусствах, свойственных цивилизации. В Аравии они были просто племенем кочующих пастухов, в новых же оседлостях своих делались основателями могущественных монархий, строили города, поддерживали школы, составляли библиотеки; следы их могущества и теперь еще видны в Кордове, Багдаде и Дели. Точно такой же пример представляет прилегающая с севера к Аравии и отделяемая от нее только узким водным пространством Красного моря огромная песчаная равнина, которая, прикрывая всю Африку на одной широте, простирается к запалу до самых берегов Атлантического океана. Это громадное пространство есть так же, как в Аравии, бесплодная пустыня, и его жители так же, как и жи-тели Аравии, не были цивилизованы и не приобретали познаний единст-венно потому, что не накопляли богатства. Но эта обширная пустыня в восточной части своей орошается водами Нила, разлитие которого остав-ляет на песке богатый наносный слой земли, дающий самое щедрое, мож-но сказать, изумительное вознаграждение за труд. Вот почему в местно-сти этой скоро накоплялось богатство, за ним быстро следовало приобре-тение знания, и эта узкая полоса земли сделалась средоточием египетской цивилизации, – цивилизации, которая, даже за отнесением многого на долю преувеличений, все-таки представляет разительную противоположность с варварством других народов Африки, так как из них ни один не мог сам выработать своего развития или выйти до некоторой степени из невеже-ства, на которое обрекала его бедность природы.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Влияние физических законов на организацию общества и характер отдельных лиц» з дисципліни «Геополітика»