Ислам (араб., буквально — покорность, предание себя воле божьей) — самая молодая из трех мировых религий (христианство, буддизм). Ислам, заимствовавший немало идей и установлений от христианства и иудаизма, не ограничивается только конфессиональной сферой. Ислам — это и кодекс поведения, моральных ценностей и образ жизни. Последователей ислама называют мусульманами. Основной свод религиозно-этических и правовых предписаний, изложенных в Коране, образует образ действия или правильный путь (шариат). В результате политической борьбы наряду с ортодоксальным исламом (суннизмом) сформировалась вторая основная ветвь мусульманской религии — шиизм. Шииты (Иран, Азербайджан и др.) отличаются от суннитов (большинство арабских стран) особым пониманием института верховной власти. Исламизация Персии в результате арабских завоеваний проходила под воздействием сохранившихся здесь традиций христианства и эллинизма. Возникшая на пограничье культур духовная сила (суфийство, или суфизм) сделала суховато-законнический ислам более эмоциональным, чувственным, «сердечным» с доминированием образного мышления. Средневековая персидская поэзия (на языке фарси) стала высшим достижением мусульманской культуры. Священным центром мусульман всего мира является Мекка. Здесь родился пророк Мухаммед и расположена главная святыня мусульман — священный храм Кааба («куб»). В одну из стен Каабы вмурован черный камень метеоритного происхождения, являющийся предметом поклонения арабов с доисламской эпохи. Во втором после Мекке священном городе Медине имеется большая мечеть, воздвигнутая на месте дома Мухаммеда, где умер пророк. Среди священных центров шиизма выделяются Кум (Иран), Эн-Наджаф и Кербела (Ирак), здесь сохранились гробницы шиитских имамов. Мусульманский календарь ведет летоисчисление от «переселения» («хиджры») пророка Мухаммеда из Мекки в Медину (622 год от Рождества Христова). Молодая исламская цивилизация (1422 год по мусульманскому календарю от Хиджры) испытывает пробуждение самосознания народов на принципах национального происхождения и религиозной принадлежности. Если сопоставить социальное время европейской и мусульманской цивилизаций, то это время европейских крестовых походов, возрождения и реформации. Только благодаря Просвещению для европейцев с научно-рационалистическим складом ума стал возможен диалог с «неверными» (мусульманами). Мусульманские народы пронизаны высокой пассионарностью. Исламская цивилизация считает фундаментом мироустройства трансцендентную волю, подчиняемую человека. Коллективистская ценность семьи, рода, племени или этнической общности здесь ставится выше прав и интересов отдельной личности. В центре западного мироздания поставлена личность и права конкретного человека. В исламской культуре религия приобретает государственный статус (теократия), а Запад стремится дистанцировать церковь от светского государства. В двадцатом столетии численность приверженцев ислама в мире увеличилась с 200 млн. до 1,2 млрд. человек и стала сопоставима с христианами. В Европе в Великобритании живет более 5 млн. мусульман, в Германии мусульманская община насчитывает 3, 7 млн. человек, в том числе ислам приняло 100 тысяч немцев. Во Франции проживает 2,5 млн. мусульман, из них 500 тысяч являются коренными французами. Среди российских граждан насчитывается 13 млн. мусульман, а по данным исламских источников — 20 млн. Самые высокие темпы прироста населения в Российской Федерации среди исповедующих ислам чеченцев, численность которых увеличилась после возвращения из депортации в три раза. По демографическому прогнозу к 2020 году этнические мусульмане будут составлять треть населения России, до 40 % увеличится их доля в Москве и Санкт-Петербурге. Молодые российские муллы проходят подготовку в духовных центрах Саудовской Аравии и считают фундаментализм истинным исламом. Исламский мир не желает занимать соподчиненное положение в мировой экономике и политике. Тем более, что Запад зависит от поставок ближневосточной нефти и газа. Мусульманский мир выступает против неэквивалентного торгово-экономического и культурного обмена. Против проникновения массовой американской культуры с потребительской ментальностью и пропаганды западного образа жизни. В отличие от цивилизаций Дальнего Востока мусульмане отказались от модели догоняющего развития и намерены сокрушить Запад на другом «поле сражения». Последователи великих религий, склонные считать свои сакральные постулаты универсальными, стремились и стремятся к миссионерству за пределами географических границ своего существования. Через это прошло и христианство. Этой дорогой идет ислам. Но нельзя путать веру и экстремизм поведения отдельных людей или групп. Политизированный воинствующий ислам является маргинальной ортодоксией мусульманской культуры. На Западе и мусульманском Востоке сложились глубокие различия в подходах к соотнесению государства и религии. В западном христианстве религия отделена от государства. У мусульман нет четкого разделения между кесаревым и Божьим. В результате Иранской революции возникла новая модель общественно-политического устройства, когда высший надзор над институтами государственной власти осуществляют духовные лица. На протяжении веков исламский мир продолжает искать ответы на вечные вопросы. Почему Европа добилась успехов, а мусульмане не могут найти рецептов решения многих политических и социальных проблем? В XIX веке уже предпринимались попытки создать на основе ислама и культурной самобытности парламент европейского типа (египетский, османский). Но со временем пришло отрезвление от непродуманных заимствований. В странах, где большинство жителей не располагают экономическим достоинством и грамотностью, результатами парламентских выборов легко манипулировать. Электоральное большинство голосует в соответствии с приказами крупных землевладельцев. Исламская цивилизация особенно остро ощущает процессы западноцентричной модели глобализации, угрожающей её традиционной культуре. В отличие от Китая и Индии исламский мир оказался не готовым к процессам высокотехнологического постиндустриального развития. В Китае доминирует эшелонированная государственная политика по ограничению влияния глобальных процессов, в Индии немногочисленные высшие касты оказались втянуты в процесс глобализации, тогда как низшие кассы живут в ином мире. В недрах ислама зародилась религиозно-политическая идеология панисламизма — политического объединения мусульман под главенством халифа. В частности идеология пантюркизма провозгласила всех тюрок мусульман одной нацией, стремящейся объединиться под главенством Турции в единое государство. В результате межцивилизационных контакто вирус европейского национализма начал приносить свои «плоды» в мусульманском мире. И одним из первых на это обратил внимание европеец.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Истоки ислама и панисламизма» з дисципліни «Геополітика»