ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Геополітика » Геополітика

Кризис рационализма
Западноевропейская техногенная цивилизация, характеризующаяся христианскими традициями познания мира, пассионарным стремлением к свободе проявления индивидуальности и отсутствием ощущения самодостаточности (успех ради успеха), представлениями об избранности, открыла путь для превращения огромного потенциала энергии интеллекта человека в общественный прогресс. Основной чертой индивидуализма является признание абсолютного суверенитета взглядов, уважение свободы личности.
Вера в мораль протестантской этики индивидуализма и разум (рационализм) явилась путеводной звездой западноевропейской христианской цивилизации, свет которой все же не смог отразить феномен человека - Великого маргинала социосферы и биосферы. Наиболее обстоятельно это противоречие нашло логическое обоснование в европейской классической философии, начиная с Канта. Немецкий философ-идеалист Фридрих Вильгельм Шеллинг (1775-1854) отдавал приоритет идеям нравственности, за что Владимир Одоевский называл его Христофором Колумбом души человеческой. Один из первых русских философов писал: «Рационализм нас подвел к вратам истины, но открыть их не может».
Нравственность одни связывают с верой или религией, другие видят её источник в самом человеке. Этика Шопенгауэра, утверждавшая примат воли над разумом, иррационального над рациональным, оказалась пророческой в драматическом ХХ веке, когда со всей очевидностью проявились пределы технического и общественного прогресса, не учитывающего нравственное начало. Современный иррационализм, отмечая ограниченность разума в процессе познания, на первое место ставит веру. Трансцендентный «потусторонний», выходящий за пределы возможного опыта, мир недоступен для познания.
Противоречие между рационализмом и феноменом человека нашло отражение в трудах Пьера Тейяра де Шардена и Владимира Вернадского, сформулировавших представление о ноосфере или сфере разума. В современном мире необходимость обращения к традиционной морали, не основанной на рассудке (эмоциональной сфере подсознания), обусловлена быстрым ростом народонаселения планеты и «катастрофическим» ростом количества и номенклатуры новых вещей. В результате, как отмечали В. Зомбарт, Х. Ортега-и-Гассет, Б.П. Вышеславцев, О. Шпенглер и другие мыслители, старые социальные институты не успевают «справляться» с такой массой людей, «социализировать» и окультуривать их в должной мере. Чрезмерно возросло количество людей, не способных к созидательному творчеству, но весьма способных к разрушению культуры, а также к взаимо- и самоистреблению. Мир превратился в арену всевозможных бесчеловечных экспериментов. Уходящий век отмечен небывалым взрывом войн, революций, анархии и кровопролитий, вызвавшим социальный, моральный, экономических, интеллектуальный и мифологический хаос. Не состоялись многочисленные попытки утверждения «законов» общественного развития.
Одна из наиболее значительных попыток предопределить историю и проследить судьбу западноевропейской культуры была предпринята немецким мыслителем Освальдом Шпенглером (1880-1936) в изданном в 1918 г. труде «Закат Европы». Одним из предшественников Шпенглера критики называют историка Генриха Риккерта, автора изданного в 1857 г. «Учебника мировой истории в органическом изложении». Русский перевод первого тома книги «Закат Европы» появился в 1923 г., а в 1993 г. российское издательство «Мысль» выпустило новое издание с вступительной статьей К.А. Свасьяна «Освальд Шпенглер и его реквием по Западу». Статья является наиболее обстоятельным и объемным исследованием-путеводителем по интеллектуальным и не всегда доступным шпенглеровским вершинам.
«Закат Европы» — одна из самых необычных книг, совместивших сенсационность и глубину, ставшей шедевром философии культуры. Книга огромным кроваво-красным знаменем полыхнула на культурном небосклоне Европы и не оставила равнодушным ни одного из современников. Диапазон мнений простирался от восторга до обвинений в популизме и шарлатанстве. Сборник статей русских философов, вышедший в 1922 г. под заглавием «Освальд Шпенглер и Закат Европы» послужил последней каплей в чаше терпения вождя всемирного пролетариата, распорядившегося выслать за границу российскую интеллектуальную элиту.
Один из основных лейтмотивов «Заката Европы» — единой общечеловеческой культуры нет и быть не может. Шпенглер выделяет восемь локальных культур: египетскую, индийскую, вавилонскую, китайскую, греко-римскую, византийско-арабскую, западноевропейскую и культуру майя, предсказывает рождение русско-сибирской культуры. Ученый настаивает на познавательной непроницаемости различных культур, его историческая модель допускает развитие только в пределах данной культуры. Одновременность всех культур рассматривается не в классическо-субардинационном подходе «центризма» от греко-римского к европоцентризму, а позиций гомологической взаимосвязи, исторических аналогов, когда каждому элементу одного множества соответствует элемент другого множества и наоборот. Срок жизни культурного организма исчисляется в тысячелетие. В этом смысле книга оказывается не сенсацией, а прогнозом — «закат Европы» следует ожидать после 2200г. Книга, написанная пророком в своем отечестве, остается одной из самых актуальных и на рубеже ХХ1 века. Шпенглеровская полифония предупредительных сигналов переросла в миллионы жизней, заплаченных за построение земного рая. Шпенглер попытался приблизиться к порогу духовного мира, к вратам истины, не доступным рационалистическому складу ума.
Если Шпенглер связывал закат цивилизации с углублением бездуховности общества, отставанием нравственного прогресса от технологического и ростом мировых космополитичных городов, то Тойнби предостерегал от непродуманного заимствования моделей общественного развития другой цивилизации. Желание жить по западноевропейским стандартам вполне понятно на бытовом, обывательском уровне («хотеть не вредно»), но необходимо учитывать социальную неоднородность этнического времени. Восточные славяне не хуже западноевропейцев — они другие.

Ви переглядаєте статтю (реферат): «Кризис рационализма» з дисципліни «Геополітика»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: Ознайомлення з об’єктом аудиту
МІЖНАРОДНИЙ ВАЛЮТНИЙ ФОНД І ЙОГО ДІЯЛЬНІСТЬ В УКРАЇНІ
Аудит звітності з податку на прибуток
Ложный путь изобретательства
Контроль за дотриманням розрахункової дисципліни


Категорія: Геополітика | Додав: koljan (05.05.2013)
Переглядів: 732 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП