Цивилизация является разновидностью Большого многомерного пространства и основным объектом и противоборствующей (конфликтующей) силой цивилизационной геополитики. По аналогии с Мировым океаном или тектоническими литосферными плитами в макрокосмосе многомерного коммуникационного пространства Земли существуют цивилизации-«океаны» («плиты») с активными энергонасыщенными «берегами» или «тектоническими зонами разломов». Возможно, не случайно совпадение очагов межэтнических конфликтов и землетрясений. Энергонасыщенные «берега» подвижны в пространстве и социальном времени, разграничивают и объединяют «мир равноразных миров». Невозможно дать абсолютную дефиницию понятия«цивилизация». Определения будут зависеть от выбранного типа связности многомерного коммуникационного пространства. Цивилизация (от лат., — гражданский, государственный). Невозможно дать абсолютную дефиницию понятия. Цивилизация определяет уровень и ступень общественного развития, материальной и духовной культуры (в марксистской литературе). Цивилизации управляют духовным прогрессом человечества, различаются по крови (славянская, романо-германская) и по духу (православно христианская и западно-христианская). Современная цивилизация — совокупность достижений техники и связанного с ними комфорта. Цивилизация пришла на смену варварства или ранней древности, когда по Аристотелю мир человека делился на «свободного» и «раба по природе». В широком смысле цивилизацию рассматривают как устойчивую социокультурную общность (культурно-исторический тип) людей и стран, как синонимом культуры или конфессионального мира (христианского, мусульманского и др.). В более узком смысле цивилизация как суперэтнос (по Гумилеву) — это народы, консолидированные некоторым духовным родством, психологическим сходством и взаимными симпатиями (комплиментарностью). Суперэтносы характеризуются социально неоднородным временем, а контакты между ними дают часто негативный результат. Невозможен контакт между цивилизациями или суперэтносами с неоднородным социальным временем. Насильственное наложение одних «прогрессивных» культурно-исторических традиций на другие порождает кентавра (например, когда модернизацию отождествляют с вестернизацией). Цивилизация — целостная суперэтническая система с циркумграничными энергонасыщенными зонами, тонкой социальной прослойкой интеллектуальной и духовной элиты. Природно-географический фактор является одним из фундаментов формирования цивилизаций. Это находит отражение в природных аналогах: цивилизации и великие исторические реки, средиземноморская, атлантическая, тихоокеанская, дунайская, степная, евразийская и т.д. По технологии производства и управления, отношений и механизма регулирования человеческой деятельности выделяются цивилизации «традиционалистического» и «техногенного» типа. В современном мире цивилизация рассматривается и как «комфорт» или удобство, предоставляемое в наше распоряжение техникой. Создание и использование комфортной среды обитания способствует срастанию человека с техническим коллективом, что приводит к утрате внутренней потребности быть не только цивилизованным, но также культурным. Среди современных цивилизаций (в широком смысле) выделяются западноевропейская христианская, мусульманская, индийская индуистская, китайская буддистско-конфуцианская, латиноамериканская католическая, мезоафриканская (Черная Африка) и др. Западноевропейская цивилизация включает романо-германский мир, англосакский и рубежный англоамериканский суперэтносы. Мусульманская — арабский, тюркский и малайский суперэтносы; китайская — китайский, японский, корейский и вьетнамский суперэтносы. Л.Н. Гумилев выделяет также евразийский (российский) суперэтнос. Полицентризм цивилизаций проявляется в разнообразии типов восприятия пространства-времени, а так же в социопсихологических, конфессиональных, геоэкономических и других особенностях. Для западноевропейской цивилизации характерны культура разума, права человека. динамизм (революции), прагматизм, протестантская этика индивидуализма и др. В восточных цивилизация выделяется мусульманский интегризм, обращение к конфуцианству, личному самоограничению и общественной солидарности, приоритет государства над человеком. Важнейшей чертой японской культуры является преемственность сложившихся культурно-исторических традиций, неразрывность прошлого и настоящего, отсутствие между ними резких переходов. Сложилась следующая схема японского диалога с другими культурами от средневековья до современности: японская душа и китайская мудрость, японская душа и западные знания (рационализм), а последние десятилетия — американские знания. Современные цивилизации различаются степенью структурированностью общества — традиционного и гражданского. В западноевропейском гражданском обществе меритократия (элита качества) доминирует над аристократией (элитой по крови). В Китае и Индии доминирует традиционное общество. С геополитических позиций цивилизации различаются внешней экспансией. Экспансия Западной христианской цивилизации (особенно в американском варианте) проявляется в попытках распространить силой гражданское правовое общество исходя из собственной исключительности. Китайская цивилизация лидирует в этнической экспансии, основанной на исключительной эффективности этнического предпринимательства. Исламская цивилизация выбрала путь религиозной экспансии. Различаются (по Лосеву) следующие культурологические типы восприятия пространства-времени. Китайское ощущение дает неподвижность и утвержденность на месте всего временного содержания; индийское — движение и хочет уничтожить все содержание времени и превратить в ничто; античное дает блаженно-успокоенное равновесие времени и вечности — холодная статуя без жара субъекта и болезни тела, глаза без зрачков; древнееврейское живет абсолютизацией исторического процесса и предвидением будущего века; западноевропейское мироощущение, наследующее еврейско-христианский историзм, абсолютизирует личность, человеческий дух. Наблюдаются принципиальные отличия в отношениях человека, природы и техники. Иудейско-христианская доктрина противопоставляет человека и природу, тогда как буддизм и индуизм рассматривают человека как часть природы. На Западе существует вертикальное противопоставление природы и трансцендентного Бога, а на Востоке — горизонтальное противопоставление природы и сделанного человеком, технического. В западной традиции нет противопоставления природы и техники. В результате открытия Америки западноевропейцы встретились, по мнению Мераба Мамардашвили, с цивилизациями из другого вне исторического мифологического прошлого. Уверенные в превосходстве своей морали, конквистадоры «дарили» её покоренным народам с помощью меча и огня. Но в кровопролитном столкновении цивилизаций, наряду с географическим, было сделано не менее великое открытие представлений о правах человека, его праве оставаться сами собой. Эти права были реализованы в североамерикансокм обществе. Американцы пришли туда, где у них не было прошлого. Сложившаяся на основе массовой иммиграции и Великой хартии Соединенные Штаты уже столетие являются лидером мировой экономики. Волевые, сильные, решительные, настойчивые, закаленные в борьбе с трудностями американцы создали нацию, правовое демократическое общество с достойным человека качеством жизни. В Латинской Америке испанцы не могли установить контакт с другим мифологическим прошлым, непереваримым и непонятным. Во всех испаноамериканских странах конквистадоры «уселись» на индейцах и получился кентавр, химера. На рубежах цивилизаций, где происходили наиболее острые конфликты и взаимоуничтожение, отмечались самые оживленные экономические контакты. Поэтому в условиях полицентризма особую актуальность приобретают проблемы рубежной коммуникативности цивилизаций, когда проявляются трудности выбора пути социально-экономического развития и неспособность международных политических институтов замирить этнонациональные и этноконфессиональные конфликты. Мераб Мамардашвили отмечал, что понятно благородное стремление защитить тех, кого подавляют во имя европейского или другого культуроцентризма, но защита своеобычности может обернуться отнятием прав на свободу и другой мир.
В неоднородном социальном времени у человека одной социокультурной общности появляется как бы искушение «подарить» свое мироощущение другим людям, и как часто в истории это происходило с помощью огня и меча. Природа позаботилась о преодолении соблазна, создав в многомерном коммуникационном пространстве энергетические поля интенсивного взаимодействия. На суперэтнических рубежах вражды и мира идет вечный поиск культурного диалога. Цивилизации управляют духовным прогрессом человечества. На их рубежах зародились мировые религии и права человека — “двигатели” духовного прогресса. В ЕВРАМАРе произошло открытие горизонтов духовного мира, как в последствии Великие географические открытия были совершены преимущественно на берегах морей и океанов (МОРЕМАРа). На рубежах евразийских цивилизаций в смутные времена появлялись пророки и происходил всплеск мысли и духовного возрождения. Меняется демографический облик Земли. Сокращается доля европейских народов в общей численности населения планеты. Неправдоподобно низкие уровни рождаемости, особенно в Восточной и Южной Европе, приведут в обозримом будущем к уменьшению значимости стран этих регионов в мировом масштабе. Возможно, Европа прошла пик своей численности и испытывает давление «колонизации» выходцами из Азии и Африки. Стремительно уменьшается доля европейцев на африканском континенте. Многие называют ХХ1 век азиатским, а среди афроамериканцев ширится движение «черного интернационала». В геополитическом пространстве империи и государства взаимодействуют через мирное взаимопонимание или военный конфликт. В социокультурном пространстве они осуществляют энергетический обмен путем цивилизационного диалога, где важными трансляторами являются маргинальные субкультуры, включая диаспору. В геоэкономическом пространстве выделяются мир-экономики с преференциальными коммуникационными узлами на границах. В духовном пространстве рубежи проходят через веру. Если в географическом пространстве реки, равнины и горы могут быть большими и малыми, их можно преодолеть с помощью технических средств, то в духовном — ни одному полководцу не удалось покорить вершины, путь к которым проходит через совесть. В цивилизациях великие реки служат коммуникационной осью культур, великие равнины — «плавильными котлами», а великие горы разделяют их. По аналогии с Атлантикой, выполняющей барьерные и комммуникационные функции между Старым и Новым Светом, Великая евразийская степь-океан служит главной коммуникационной осью между народами и мир-экономиками континента. Когда над континентом проносятся геополитические бури, наиболее опасны последствия шторма для «берегов» цивилизаций и расколотого пространства евразийской степи. В отличие от традиционной геополитики выделяющей рубежный объект Континента (Римленд), в цивилизационной геополитике особое место занимает ЕВРАМАР. Многие социальные явления при прохождении цивилизационной границы меняю свои качества. И то, что играло созидательную роль в рамках одной культуры, может на другой «почве» привести к разрушительным последствиям. Поэтому большое значение для цивилизационной геополитики имеют такие разновидности социально-этнической коммуникации как «комплимЕнтарность» и «комплИментарность». КомплЕментарность (дополнительность, взаимодополняемость) — имманентное понятие, имеющее смысл в границах единого социокультурного пространства (цивилизации). «Противоположности не исключают, а дополняют друг друга» (Нильс Бор). Принцип комплементарности, подрывающий абсолютное значение тезиса о борьбе противоположностей как источнике развития, ведущего к разрушению системы, функционирует только в границах культуры с определенным стереотипом поведения. Насильственное наложение “прогрессивных” культурно-исторических традиций на другие порождает химеру, кентавра. На эту особенность обратил внимание Л.Н. Гумилев, предложивший в пассионарной теории этногенеза рассматривать комплЕментарность есть частный случай комплИментарности. КомплИментарность (от фр., комплимент) — трансцендентальное понятие (акт понимания), выходящее за границы эмпирического опыта данной культуры или цивилизации. Различается этническая (межэтническая) и суперэтническая комплиментарность. Л.Н. Гумилев использовал понятия положительной и отрицательной комплиментарности в отношении любых этнических систем. Тогда как принцип комплементарности функционирует только в границах конкретной цивилизации с определенным стереотипом поведения. В этом заключается принципиальное отличие внешне схожих понятий “комплиментарность” и “комплементарность”. Комплиментарность отражает ощущение подсознательной взаимной симпатии (антипатии) членов этнических коллективов, определяющее деление на «своих» и «чужих». Положительная комплиментарность при определенных контактах может привести к симбиозу или слиянию этносов, а отрицательная комплиментарность — к химере. На рубежах цивилизаций с неоднородным социальным временем характерна отрицательная комплиментарность.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Многомерное пространство цивилизации» з дисципліни «Геополітика»