«Кантовская проблема — это проблема пограничных состояний, которые в принципе только на границах и существуют. Проблема полей, напряжений, создаваемых существованием самих этих границ». Мераб Мамардашвили С исчезновением последних возможностей для территориальной колонизации и духовной экспансии происходит переход от трансцендентного к преимущественно имманентному мышлению и восприятию множественности миров. Это обусловлено также «исчерпаемостью утопических энергий». Человечество вступает в эпоху Великих открытий рубежной коммуникативности многомерного пространства, когда в центре внимания оказываются «краевые» процессы между цивилизациями, народами, морем и континентом, мир-экономиками, природой и человеком, его внешним и внутренним миром. В природе широко распространены сейсмически активные тектонические зоны разломов, зона Заварницкого-Беньёфа, метеорологические фронты воздушных масс, береговая зона суша — океан, биологически активные экотоны. Особе место занимает рубежная коммуникативность, созданная природой и человеком (цивилизации и великие реки, приморье, подстепье, Сахель, оазисы). Геополитические, геоэкономические и межцивилизационные рубежи, взаимодействуя друг с другом, создают созидательную или разрушительную энергетику. Известна, например, аттрактивность (притягательность) природных рубежей (побережья рек, морей и океанов, леса и степи). Маргинальность в природе и обществе проявляется в интенсификации рубежных процессов (дивергенции и конвергенции, центробежных и центростремительных, созидания и разрушения, затухания одного и усиления другого явления). Природные, геополитические, геоэкономические, геоэкологические, этнические, конфессиональные, культурно-исторические и другие процессы, пересекаясь и накладываясь друг на друга в данном месте и историческом времени, создают вероятностную стратифицированную картину многомерного коммуникационного пространства, обладающего высокой рубежной энергетикой (цивилизационные разломы или социокультурные рубежи, береговая зона морей и океанов, пассионарные оси Льва Гумилева, маргинальные субкультуры и др.). Представления о граничной энергетике многомерного коммуникационного пространства изложены в авторской концепции рубежной коммуникативности (Раскаленные рубежи, 1998). Понятие «рубежный» означает противоположный центральному: «маргинальный» (лат., край), граничный. Функции рубежности проявляются в природных, политических, экономических, этнических, конфессиональных, информационных, конвенциальных и других границах. Философское понятие «границы» сформулировано Гегелем в «Науке логике»: «Лишь в своей границе и благодаря ей нечто есть то, что оно есть. Нельзя, следовательно, рассматривать границу как лишь внешнее наличному бытию; она, наоборот, проникает все наличное бытие». Мераб Мамардашвили называл граничными такого рода состояния, которые в принципе не могут быть никем пережиты как таковые. Они очерчивают мир, в котором могут случаться добрые поступки, любовь, смерть, рождение. Человек не может в чистом виде выполнить состояния, заданного на границе его собственных переживаний. Арнольд Тойнби выделял барьерные и контактные функции границы: «Символически обозначенный рубеж более надежен, чем прочная стена, но непреодолимая преграда есть отрицание природы, а оно всегда грозит человеку злыми последствиями». Наряду с барьерными (затрудняющими связь) и контактными (связующими) выделяются фильтрующие (таможенные) функции границы. Эти функции интегрирует, например, государственная граница, обеспечивающая национальную безопасность. Карл Поппер отмечал отсутствие естественных границ государства, которые меняются и могут быть определены только посредством применения принципа «статус кво», то есть чисто конвенциальной процедурой. Попытка отыскать некоторые «естественные» границы государства приводит к принципу национального государства и романтическим фикциям национализма и расизма.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Рубежная энергетика» з дисципліни «Геополітика»