Социальные институты, обеспечивающие преобразования в западноевропейском обществе не всегда приемлемы, для других культур, где существует приоритет государства над личностью. Либерализация не всегда означает демократизацию в стране, где любовь к ближнему выше закона, а чувство коллективизма доминирует над индивидуализмом. В результате на пути к европейской интеграции «опьяненные свободой» восточноевропейские страны погрузились в мифологический хаос. Среди рожденных многочисленных мифов наибольшее распространение получили мифы о государстве, демократии и простых решениях: «Запад нам поможет». Велики были надежды на чужие модели «экономического чуда» и на свободные экономические зоны. При этом предпринимались попытки совместить несовместимое — открытое общество и либеральную экономику с некомпетентностью в политике, бизнесе и науке. Как стало очевидным, государственный суверенитет и национальное самоопределение в постсоветском пространстве, полученные в результате борьбы одной власти с другой, привели к обнищанию миллионов граждан и ностальгии о равенстве. Рабом быть проще, чем свободным. Алексис Токвиль писал: “И действительно, существует некое настойчивое и закономерное стремление человека к такому равенству, которое пробуждает в людях желание стать сильными и уважаемыми в обществе. Это страстное желание служит тому, что незначительные люди поднимаются до уровня великих. Однако в человеческих душах живет иногда и некое извращенное отношение к равенству, когда слабые желают низвести сильных до собственного уровня, и люди скорее готовы согласиться на равенство в рабстве, чем на неравенство в свободе”.
Ви переглядаєте статтю (реферат): ««Троянский конь» модернизации» з дисципліни «Геополітика»