Цивилизационная теория «Вызов-и-Ответ» принадлежит английскому историку и социологу, признанному «столпу» философии истории Арнольду Тойнби (1889, Лондон — 1975, Йорк). Ученый являлся в 1919-24 профессором Лондонского университета, в 1925-55 — Лондонской школы экономических наук и одновременно был одним из руководителей Королевского института международных отношений. Теория исторического развития была создана под влиянием идей О. Шпенглера. В капитальном 12-ти томном труде «Постижение истории» (1934-1961) отрицается существование единой истории человечества, которая рассматривается как круговорот локальных цивилизаций. Ученый, рассматривая социальные и психологические последствия пространственно-временных контактов культур, выдвинул цивилизационную теорию «Вызов-и-Ответ». Постижение истории Тойнби рассматривал как процесс постижения человечеством самого себя, а в социальном развитии выделял четыре тенденции: архаизм, футуризм, отрешение и преображение. Архаизм есть попытка возврата к прошлому (например, коммунисты-сталинцы), футуризм — вера в светлое будущее (неокоммунисты, социалисты), отрешение означает уход от реальной действительности (от настоящего) и преображение есть спасение через духовный мир. Жизнеспособность цивилизации определяется возможностью последовательного освоения жизненной среды и развитием духовного начала (творческой энергии) во всех видах человеческой деятельности. В последние пятьсот лет западноевропейская цивилизация захватила приоритет в области культурного и политического проникновения в другие регионы Земли, что нашло отражение в геополитике европоцентризма. Неудача оттаманской осады Вены в 1683 г. положила конец решающему влиянию Востока на западную цивилизацию. Только после Второй мировой войны Советский Союз и восточные государства (Япония и Китай) вновь получили главные роли на арене мировой политики, но не в рамках западного мира. Новое соотношение сил на международной арене выдвинуло проблему контактов между цивилизациями. Такая трактовка А. Тойнби исторического развития приобрела актуальность после распада СССР, когда в условиях полицентризма проблемы рубежной коммуникативности между цивилизациями приобретают особую злободневность. Открытость к другим культурам не должна сводиться к слепому заимствованию чужих традиций. Заимствованный элемент, лишившись связи с родной почвой (традициями), может начать в новой среде разрушительную работу. На основе логики «вызова и ответа» А.С. Панарин считает, что с позиций цивилизационного оптимизма Западу во главе с США выгодно иметь Россию как демократическую страну — союзника и соучастника в строительстве нового мирового порядка. Но с позиций геополитического пессимизма, основанного на истории и географии, появляется соблазн «дожать» бывшего противника, раздробив его пространство и уничтожить его бытие в качестве великой державы. Обратимся к теориям, сформировавшимся в западноевропейской цивилизации и оказавших влияние на вестернизацию — распространение западных ценностей по всему миру. Вестернизация снижает социокультурное разнообразие других цивилизаций, разрушает идентичность и ослабляет чувство пространства (Родины) у местных элит. Мировоззрением и правящей идеологией Западаявляется либертаризм, ставящий выше всего права человека и частную собственность. Предусматривает невмешательства государства в социально-экономические отношения. Известный представитель интеллектуального течения либерализма Лауреат Нобелевской премии Милтон Фридмен (р. 1912) отстаивал свободу в рамках права, одинакового для всех закона. Великую угрозу свободе представляет концентрация власти. Поэтому полномочия правительства должны быть ограничены, а государственная власть рассредоточена, включая местное самоуправление. Либерализм противостоит тоталитаризму, а демократия — авторитаризму. Либерализация и демократизация на Западе совпадает с тенденциями цивилизационной консолидации и интеграции, на Востоке разрушает культурно-генетический код. Бездумная либерализация в незападной цивилизации часто приводит к разрушительным последствиям для социума и экономики.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Цивилизационная теория «Вызов-и-Ответ»» з дисципліни «Геополітика»