ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Історія науки і техніки » Марксистка концепція історії –XIX століття

Критическая оценка гегелевской концепции истории научного знания
Новая ступень в развитии исторических концепций была достигнута в классической немецкой философии. Плеханов анализирует понимание всемирной истории и истории научного знания, достигнутое в идеалистической немецкой философии, и прежде всего в философии Гегеля. «Идеалистическая немецкая философия сыграла чрезвычайно важную роль в истории развития науки XIX в. Она сильно повлияла даже на естествознание» [П,III, с. 639].
Особо отмечает Плеханов диалектичность исторической концепции Гегеля. «Диалектика есть для него душа всякого научного познания» [П, III, с. 641]. Подход Гегеля—это подход с точки зрения развития. «Значение Гегеля в общественной
624

науке, — подчеркивал Плеханов, — определяется прежде всего тем, что он смотрел на все явления с точки зрения процесса des Werdens (становления), т. е. с точки зрения их возникновения и уничтожения» [П,I, с. 423].
Противопоставляя диалектический способ мысли плоскому эволюционизму, Плеханов особо отмечает принципы диалектики, сформулированные Гегелем. В отличие от мыслителей эпохи Просвещения Гегель выявляет диалектику истины и заблуждения. «Для Гегеля, — писал Плеханов, — абстрактное противопоставление истины заблуждению было одною из тех нелепостей, в которые так часто впадает „рассудочное" мышление» [П, I, с. 424J.
Гегель был тем мыслителем, который стремился понять закономерность в развитии человеческой мысли, необходимость перехода ее от одной ступени к другой. Однако объяснение этой необходимости оставалось у него в рамках идеалистического взгляда на историю. Научно-философское знание переходит от одного этапа к другому в силу логической филиации идей.
Развитие идеи, духа было у Гегеля основанием развития человеческой культуры и общества. Будучи «абсолютным» идеалистом, он считал логические свойства «идеи» основной причиной всякого развития. Свойства идей оказывались у него, таким образом, коренной причиной исторического движения. И всякий раз, когда перед ним вставал тот или иной исторический вопрос, Гегель ссылался прежде всего на эти свойства. Но ссылаться на них значило покидать историческую почву и добровольно лишать себя возможности найти действительные причины исторического движения.
Как человек гениального ума, Гегель не мог не чувствовать, что его объяснения, собственно говоря, ровно ничего не объясняют. Поэтому, отдав дань «идее», он торопился спуститься на конкретную историческую почву, ища реальные причины общественных явлений уже не в свойствах идеи, а в них самих, в тех самых явлениях, исследованиями которых он занимался. «При этом он высказывал часто гениальные догадки (подмечая экономические причины исторического движения)» [П, I, с. 457].
Идеализм в философии истории был вполне созвучен у Гегеля с идеализмом в понимании причин развития научного знания, в объяснении закономерностей научно-философского прогресса. Но заслуга Гегеля заключалась в том, что он поставил перед исторической наукой задачу выявления закономерностей исторического процесса. Правда, обратившись к развитию духа, он не смог выявить реальные, социальные причины развития науки и философии. «Абсолютный идеализм, — подчеркивал Плеханов, — ища объяснения исторического движения в чем-то независимом от человеческого произвола, поставил перед наукой задачу законосообразного объяснения исторических явлений, а разрешение этой задачи устраняет всякую надобность в гипо-
625

тезе духа, которая оказалась совершенно несостоятельной в деле этого объяснения» [П, I, с. 440].
Идеализм Гегеля, согласно которому дух — последний двигатель исторического движения, привел его к тому же порочному кругу, в котором вращались французские историки и социологи:
они объясняли общественный строй состоянием идей, а состояние идей — общественным строем [П, II, с. 656]. Идеалистический подход Гегеля к развитию научного знания повлек за собой ограничение действенности принципов диалектики. Анализируя противоречия между методом и системой Гегеля, Плеханов обратил внимание на то, что «система абсолютного идеализма есть система абсолютной истины... если до Гегеля философская мысль постоянно двигалась вперед, то появление Гегеля знаменует начало ее застоя. Абсолютный идеализм Гегеля приходил в непримиримое противоречие с его же диалектическим методом, и — заметьте это — не только в области философского мышления» [П, III, с. 656], но и в политической и социально-экономической области. Этим противоречием между методом и системой Гегеля Плеханов объясняет то примирение с действительностью, которым пронизаны более поздние работы Гегеля.

Ви переглядаєте статтю (реферат): «Критическая оценка гегелевской концепции истории научного знания» з дисципліни «Марксистка концепція історії –XIX століття»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: Поняття телекомунікаційної системи. Етапи розвитку телекомунікаці...
Диференціація кредитних операцій за ступенями ризику
Неоінституційна теорія фінансування
РОБОЧІ ДОКУМЕНТИ АУДИТОРА
Путешествие на деревянном коне


Категорія: Марксистка концепція історії –XIX століття | Додав: koljan (25.05.2013)
Переглядів: 940 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП