Научная и общественно-политическая деятельность Плеханова
Георгий Валентинович Плеханов (1856—1918) известен как один из теоретиков и пропагандистов марксизма конца XIX—начала XX в., как пропагандист идей научного социализма, один из основателей социал-демократического движения России конца XIX в. Его жизнь была посвящена пропаганде и защите марксизма, русскому социал-демократическому движению. Вынужденный в 1880 г. эмигрировать из России в связи с участием в революционно-народническом движении, он до 1917 г. жил вне России — в различных странах Западной Европы. В 1882—1883 гг. в его мировоззрении произошел поворот от идеологии революпи- 601
онного народничества к марксизму. Он становится организатором первой российской марксистской группы «Освобождение труда», созданной в Женеве в 1883 г., которая ставила перед собой цель распространения идей марксизма в русском революционном движении, перевода на русский язык важнейших работ основоположников марксизма. Главные усилия Плеханова в этот период были направлены на критику идеологии народничества, легального марксизма, бернштейнианства, на защиту принципов материалистического понимания истории, на раскрытие их генезиса и методологической значимости. С 1900 г. Плеханов принимает активное участие в работе редакции газеты «Искра», основанной В. И. Лениным, в критике взглядов ревизионистов, в подготовке проекта Программы РСДРП, которая была принята на II съезде партии (1903 г.). Уже в этот период (1900—1903 гг.) обнаруживаются глубокие разногласия между Плехановым и Лениным, которые особенно обостряются после того, как Плеханов становится на позиции меньшевизма. Вместе с тем в эти же годы и позднее Плеханов пишет фундаментальные труды по истории философии и общественной мысли, выступает против всякого рода попыток «дополнить» и подвергнуть ревизии марксизм. Философское творчество Плеханова высоко оценивалось Энгельсом и Лениным. В письме к Каутскому Энгельс, характеризуя работу Плеханова «К шестидесятой годовщине смерти Гегеля», назвал его статьи превосходными (см. [38, с. 205]). Ленин, несмотря на критику Плеханова за меньшевизм, писал: «... нельзя стать сознательным, настоящим коммунистом без того, чтобы изучать — именно изучать — все написанное Плехановым по философии, ибо это лучшее во всей международной литературе марксизма» [ПСС, т. 42, с. 290]. Высоко оценивал Ленин работу Плеханова «К вопросу о развитии монистического взгляда на историю». По его словам, на этой работе «воспиталось целое поколение русских марксистов» [ПСС, т. 19, с. 313]. Ленин не раз подчеркивал огромную роль работ Плеханова в критике идеологии народничества, ревизионизма, вульгарного социологизма, в развитии марксистской эстетики, истории философии, публицистики. «Единственным марксистом в международной социал-демократии, давшим критику тех невероятных пошлостей, которые наговорили здесь ревизионисты, с точки зрения последовательного диалектического материализма, был Плеханов» [ПСС, т. 17, с. 20]. Эта высокая оценка Плеханова сопровождалась вместе с тем острой ленинской критикой ряда идей Плеханова и его политической линии, особенно в годы, когда Плеханов встал на позиции меньшевизма. Плеханов не занимался собственно проблемами истории естествознания. В его работах мы найдем лишь некоторые замечания по вопросам естественных наук. Но в его творчестве большое 602
место занимают исследования по истории социальной и философской мысли, по истории утопического сознания и т. д. Его работы охватывают и историю просветительской мысли Франции, развитие французского материализма, немецкой классической философии, возникновение и развитие марксистской теории, истории социальной мысли в России и другие проблемы. Среди них наиболее известны такие работы, как статья «К шестидесятой годовщине смерти Гегеля» (1891), примечания к русскому изданию работы Энгельса «Людвиг Фейербах...» (1892), книга «К вопросу о развитии монистического взгляда на историю» (1895), «Очерки по истории материализма» (1896), «О материалистическом понимании истории» (1897), «К вопросу о роли личности в истории» (1898), «Материалистическое понимание истории» (1901), «Основные вопросы марксизма» (1907), «От идеализма к материализму» (1915), книга о Н. Г. Чернышевском (1909), исследования о творчестве В. Г. Белинского (1897, 1909), А. И. Герцена (1911— 1912) и, наконец, задуманная им многотомная и осуществленная лишь частично работа по истории общественной мысли в России. В этих исследованиях Плеханова были реализованы принципы марксистского анализа истории научной мысли, осуществлен конкретный историко-материалистический анализ громадного материала из истории человеческой мысли. При этом он не замыкался в рамках академически понятой историко-философской работы. Полемизируя с противниками марксизма и ревизионистами, Плеханов развивал основные принципы и методы марксистского анализа исторического процесса и истории человеческой мысли, защищал фундаментальные идеи марксизма в области истории вообще и истории человеческой мысли в частности.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Научная и общественно-политическая деятельность Плеханова» з дисципліни «Марксистка концепція історії –XIX століття»