ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Історія науки і техніки » Марксистка концепція історії –XIX століття

Требование эмпирической обоснованности
Историко-научная концепция Дицгена основывается на ряде принципиальных, методологических требований, первым из которых несомненно следует считать требование исходить из эмпирического материала, из фактов, опираться на них при любых логических или теоретических построениях. Именно в этом прежде всего Дицген видел не только существенное различие, но и прямую противоположность между идеалистическими концепциями, выводившими свое основное содержание из головы, и материалистической концепцией, берущей свое основное содержание из реального мира, из материальной действительности. При этом Дицген неточно именует дедукцией, дедуктивным методом тот путь, каким шла идеалистическая философия, а индукцией, индуктивизмом, индуктивным методом — тот, каким идет современное ему естествознание и научная, материалистическая философия (см. [Д, с. 249]). «...Всякое знание имеет одну совокупную общую форму, именно — индуктивный метод)),—писал Дицген, ссылаясь на то, что «индукция—знакомая вещь в естествознании» [Д, с. 271]. Далее он пояснял: «Обыкновенно выставляют „метод", как ту характерную черту, которая отличает философию от других специальных наук. Но спекулятивный метод философии есть не что иное, как бестолковое вопрошание к туманной безграничности. Без наличия какого-либо материала философ, подобно пауку, извлекающему свои нити из самого себя, даже гораздо более беспочвенно, беспредпосылочно желает извлечь свою спекулятивную мудрость прямо из головы. Вот почему философские измышления имеют еще меньше реальной связи, чем нити паутины» [Д, с. 301].
Эта мысль проходит красной нитью через все философские работы Дицгена, в которых подчеркивается громадный вред подобного метода, в том числе и для практики. Противопоставление эмпирической основы научного знания беспочвенным конструкциям спекулятивного метода мы встречаем у Дицгена по самым различным поводам. Так, он писал: «Современный социализм научен. Как естествознание не выдумывает своих тезисов из головы, а берет их из чувственного наблюдения над материальной действительностью, точно так же социалистические и коммунистические учения настоящего не проекты, а знание материально существующих фактов» [Д, с. 247].
Развивая дальше эту мысль, он говорил: «Никаких особенных светил не требуется для понимания того, что дедуктивное, как и всякое другое знание, в конце концов коренится в факте, данном в опыте... Факты постигаются путем систематизации или клас-
507

сификации, а не растворением в логическом спирте», — иронизирует Дицген после того, как он привел пример из истории химии, касающийся брожения виноградного сока [Д, с. 269].
В ряде мест он дает различные характеристики «индуктивизма», понимая под ним требование исходить в любой науке из фактов, установленных опытным путем: «... социал-демократы обосновывают все индуктивным путем. Мы идем принципиально индуктивным путем, т. е. мы знаем, что дедуктивно, из разума, нельзя извлечь никакого познания, что только посредством разума, из опыта, можно получить знания» [Д, с. 272]. И далее:
«По индуктивной системе тело предшествует разуму, факт — понятию. .. Истины, как бы они ни назывались, основаны на физическом, телесном, материальном опыте. Как таковые — они звенья или части эмпирической системы. ... Все различные свойства обладают одним общим свойством. Как бы различны они ни были — велики или малы, весомы или невесомы, духовны или телесны, — все вещи мира сходятся в том, что все они представляют эмпирические объекты нашей познавательной способности, эмпирический материал интеллекта. ... Последнее основание всех вещей — эмпирическое явление» [Д, с. 274, 275].
Отсутствие эмпирической обоснованности у теоретических и логических построений превращает их в метафизику. Под «метафизикой» Дицген понимает такое движение мысли, которое направлено на нечто сверхъестественное, что не дано в чувственном опыте. В отличие от этого Маркс и Энгельс видели в метафизике антидиалектику, следуя в этом отношении за Гегелем. Метод метафизики, по Дицгену, состоял в выведении из идеи, в «чистой» дедукции из «чистого» понятия, т. е. в спекуляции. Современная гносеология, как считает Дицген, отвергает метафизику и представляет предмет своего изучения в виде естественного предмета, сущность которого проявляется в наличном опыте, точно так же как сущность других явлений материального мира.

Ви переглядаєте статтю (реферат): «Требование эмпирической обоснованности» з дисципліни «Марксистка концепція історії –XIX століття»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: ВАРТІСТЬ ГРОШЕЙ
Індивідуальна вартість джерел капіталу
КЛАСИЧНА КІЛЬКІСНА ТЕОРІЯ ГРОШЕЙ
ПЛАНУВАННЯ, СТАДІЇ ТА ПРОЦЕДУРИ АУДИТУ
Аудит внесків на загальнообов’язкове державне соціальне страхуван...


Категорія: Марксистка концепція історії –XIX століття | Додав: koljan (25.05.2013)
Переглядів: 561 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП