Логика движения мысли ученых при совершении научного открытия
Вопрос о закономерной последовательности развития научной мысли, о логике ее движения к истине рассматривался Энгельсом в связи с последовательной сменой определенных категорий диалектической логики, в том числе таких категорий и форм суждения, в которых отражены моменты единичности, особенности и всеобщности. Весь этот вопрос Энгельс разобрал на конкретном материале истории открытия закона сохранения и превращения энергии. Анализируя историю подготовки и открытия этого основного закона физики XIX в., Энгельс показал, что мышление людей, в том числе и ученых, выражается в движении категорий диалектической логики — единичности, особенности и всеобщности. Эти категории выступают как закономерно следующие друг за другом общие ступени всякого научного и вообще всякого дейст- 431
вительного, исчерпывающего познания, которое «заключается лишь в том, что мы в мыслях поднимаем единичное из единичности в особенность, а из этой последней во всеобщность...» [20, с.548]. Практически превращение механического движения в теплоту было открыто так давно, что его открытие можно считать началом всей человеческой истории. Однако, хотя доисторические люди и умели практически получать огонь путем трения, но их мышление было еще так слабо развито, что никаких определенных суждений об этом процессе у них не могло возникнуть. От знания способа получения огня до вывода, что трение вообще есть источник теплоты, прошло, вероятно, очень много тысячелетий. «Но так или иначе, настало время, когда человеческий мозг развился настолько, что мог высказать суждение: «трение есть источник теплоты» — суждение наличного бытия, и притом положительное» [20, с. 539]. В дальнейшем в течение новых тысячелетий развитие познания было направлено к тому, чтобы раскрыть связи и соотношения между процессом получения теплоты путем трения и другими аналогичными процессами. Например, возникал вопрос, куда девается механическое движение при неупругом ударе, при падении тела с высоты и т. д. Сопоставление подобных явлений, нахождение между ними зависимости вело к открытию их причины, к установлению особой меры механического движения. Энгельс отмечает, что хотя как раз в XVII—XVIII вв. путешественники особенно много писали о диких народах, знавших только один способ получения теплоты — через трение, но физики этим не интересовались вовсе; так же безучастно они относились первое время и к паровой машине. Они в большинстве случаев ограничивались простой регистрацией фактов, т. е. не поднимались выше суждения «наличного бытия». Но вот, наконец, в 1842 г. Майер, Джоуль и Кольдинг открыли механический эквивалент теплоты, изучив процесс получения теплоты через трение во всех его отношениях к его ближайшим общим условиям. Эти ученые, как показывает Энгельс, «формулировали такого рода суждение»: «Всякое механическое движение способно посредством трения превращаться в теплоту». Столь продолжительное время и огромное множество эмпирических знаний потребовались для того, чтобы продвинуться в познании предмета от выше приведенного положительного суждения наличного бытия до этого универсального суждения рефлексии [20, с. 539]. После этого развитие познания пошло несравненно быстрее. Уже в 1845 г., три года спустя после установления механического эквивалента теплоты, Майер напечатал работу «Органическое движение в его связи с обменом веществ», в которой высказал в самой общей форме закон сохранения и превращения энергии. «Майер смог поднять — по крайней мере, по сути дела — суждение рефлексии на ту ступень, на которой оно имеет силу ныне:
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Логика движения мысли ученых при совершении научного открытия» з дисципліни «Марксистка концепція історії –XIX століття»