Марксистская концепция исходит из признания диалектической взаимосвязи философии как общей науки и естествознания как совокупности частных наук о природе. Подобно тому, как общее и частное составляют единство взаимопроникающих друг в друга противоположностей, такое же единство составляют философия и естествознание. Основные пункты марксистской трактовки взаимоотношения философии и естествознания Маркс наметил еще в своих рукописях 1844 г., когда он, критикуя немецкую идеалистическую натурфилософию, писал: «Естественные науки развернули колоссальную деятельность и накопили непрерывно растущий материал. Но философия осталась для них столь же чуждой, как и они оставались чужды философии. Кратковременное объединение их с философией было лишьфантастической иллюзией. Налицо была воля к объединению, способность же отсутствовала. Даже историография принимает во внимание естествознание лишь между прочим, как фактор просвещения, полезности отдельных великих открытий. Но зато тем более практически естествознание посред- 346
ством промышленности ворвалось в человеческую жизнь, преобразовало ее и подготовило человеческую эмансипацию, хотя непосредственно оно вынуждено было довершить обесчеловечение человеческих отношений» [р, с. 595]. Разрыв между естествознанием и философией, который усугубился господством метафизики и натурфилософии немецкого идеализма, по мнению Маркса, является уже нетерпимым хотя бы потому, что естествознание, будучи тесно связанным с промышленным производством, оказывает глубокое воздействие на всю социальную жизнь. Критикуя идеализм младогегельянцев, которые принципиально отвергали необходимость и важность обращения к истории естествознания, Маркс и Энгельс отмечали, что подобно тому как спиритуалистическая, теологическая «критическая критика» «отделяет мышление от чувств, душу от тела, себя самое от мира, точно так же она отрывает историю от естествознания и промышленности, усматривая материнское лоно истории не в грубо-материальном производстве на земле, а в туманных облачных образованиях на небе» [2, с. 166]. История теоретического отношения человека к природе — естествознания — находит материалистическое объяснение в марксизме. При этом истории естествознания не навязываются какие-либо схемы, под которые подминается реальное развитие естественных наук. Такого рода спекулятивные конструкции развития научного знания характерны для младогегельянцев. Основоположники марксизма раскрывают антинаучность и несовместимость с подлинной историей науки и техники тех телеологических схем, которые предлагаются эпигонами Гегеля и суть которых состоит в том, что результат движения знания объявляется исходным пунктом и движущим началом. Вопрос о взаимоотношении философии и естествознания имеет первостепенное значение для решения задачи достижения единства научного знания. Основоположники марксизма раскрыли громадную роль философского знания в отношении естественных наук. Речь идет о философском обобщении их достижений, об ориентации их развития, об оснащении их необходимым категориальным и методологическим аппаратом, о синтезе их между собой, о цементировании их оснований, о формировании критических и научно-мировоззренческих позиций в сознании ученых. Признание единства естествознания и философии является одним из основополагающих принципов марксистской концепции истории науки. Осуществление этого принципа в историко-научном исследовании предполагает осмысление различных функций философии (мировоззренческой, методологической, критической, логической, синтезирующей) на каждом конкретном этапе развития научного знания, выявление некоторых способов научного мышления, содержание и форма которых обусловлены взаимодействием философского и естественно-научного знания. 347
В противоположность негативному отношению к философии, которое стало модным в Западной Европе с начала и особенно с середины XIX в., основоположники марксизма подчеркивали, что теоретическое естествознание не может быть свободным от философских предпосылок.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Диалектическое решение вопроса» з дисципліни «Марксистка концепція історії –XIX століття»