Проблема взаимосвязи между философией как общей наукой и естествознанием, как совокупностью различных частных наук в различные исторические периоды решалась весьма по-разному, но всегда в плоскости соотношения общего и отдельного. Решение это определялось прежде всего тем, расценивалось ли естествознание как самостоятельная наука или же признавалась некая единая наука, объединяющая под эгидой философии зачатки всего научного знания вообще, в том числе и естественнонаучного. Соответственно этому решался и вопрос о предмете самой философии, ее роли по отношению к частным наукам. Философия издавна претендовала на выработку и толкование общей картины мира, на раскрытие и установление всеобщей связи, охватывающей все области предметной действительности и 339
ее познания человеком, на приведение во внутреннее единство разрозненных данных об этой действительности и о ее познании. Тем самым философия выдвигала вопросы общемировоззренческого и общеметодологического характера, особенно в связи с необходимостью выяснения способов и приемов объединения разрозненных данных в единую картину мира. Исключительно важное место в философии занимало учение о мышлении, трактуемого то с позиций формальной логики, то с позиций диалектики. В древней Греции, во времена господства философского, нерасчлененного знания, наука, возникнув в философской форме, приобрела характер натурфилософии.Поскольку философия была единственной формой научного знания, общее выступило на передний план, полностью заслонив собою и растворив в себе частное. Поэтому все звенья единой всемирной связи, охватывающей все области предметного мира и его познания, в том числе и отсутствующие ее звенья, выводились из философии, из ее основных принципов и способов составления и объяснения картины мира. Такой подход отвечал первой ступени общего трехфазного хода познания, о чем уже говорилось в главе VI, где приведены слова Энгельса, указывающего, что греки рассматривали природу в общем, как одно целое, не вдаваясь в ее подробности (см. [20, с. 369]). Хотя натурфилософская форма взаимосвязи между философией и естествознанием исчерпала себя уже в течение античности, тем не менее как рецидив она продолжала возникать и позднее, особенно в классической немецкой философии на рубеже XVIII и XIX вв. Типичным для натурфилософии было стремление рассматривать философию в качестве «науки наук», или «науки над науками», навязывающей свои априорные нормы и схемы другим наукам, прежде всего естественным, а при наличии пробелов в этих последних способной восполнить их из своих собственных, чисто философских принципов. Оценивая натурфилософские попытки построить общую картину природы как связного целого, Энгельс писал: «Дать такого рода общую картину природы было прежде задачей так называемой натурфилософии, которая могла это делать только таким образом, что заменяла неизвестные еще ей действительные связи явлений идеальными, фантастическими связями и замещала недостающие факты вымыслами, пополняя действительные пробелы лишь в воображении. При этом ею были высказаны многие гениальные мысли и предугаданы многие позднейшие открытия, но не мало также было наговорено и вздора. Иначе тогда и быть не могло [21, с. 304,305]. Критикуя натурфилософское решение вопроса о соотношении философии и естествознания как в принципе неверное, Энгельс вместе с тем показывает, что за извращенной, неправильной концепцией надо находить зерна гениальных догадок и будущих великих открытий. В связи с этим он писал: «Гораздо легче вместе со скудоумной посредственностью, да манер Карла Фогта, обру- 340
шиваться на старую натурфилософию, чем оценить ее историческое значение. Она содержит много нелепостей и фантастики, но не больше, чем современные ей нефилософские теории естествоиспытателей-эмпириков, а что она содержит также и много осмысленного, и разумного, это начинают понимать с тех пор, как стала распространяться теория развития. Так, Геккель с полным правом признал заслуги Тревирануса и Окена. Окен в своей концепции первичной слизи и первичного пузырька выставляет в качестве постулата биологии то, что было потом действительно открыто как протоплазма и клетка... Натурфилософы, — заключает Энгельс, — находятся к таком же отношении к сознательно-диалектическому естествознанию, в каком утописты находятся к современному коммунизму» [20, с. 11, 12]. У Маркса имеются подобные же замечания. В конспекте (1876) книги Ранке «Основы физиологии человека» (1875) Маркс отмечал прогностическую роль натурфилософии в догадках о клетке; при этом у него сопоставлялись взгляды, с одной стороны, натурфилософов Окена (1808), а раньше (XVIII в.) и Бюффона, а с другой — естествоиспытателя Шванна. Таково было исторически первое домарксистское решение вопроса о соотношении философии и естествознания и соответственно исторически первая форма выражения связи между ними, повторявшаяся позднее много раз вплоть до XIX в. включительно.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Натурфилософское решение вопроса» з дисципліни «Марксистка концепція історії –XIX століття»