Повторение филогении в онтогении человеческого познания
Энгельс проводит параллель, между общим ходом всего человеческого познания на протяжении всей истории человечества (его филогенезом) и общим ходом индивидуального познания отдельного человека (его онтогенезом). Он пишет, что, «подобно тому как история развития человеческого зародыша во чреве матери представляет собой лишь сокращенное повторение развертывающейся на протяжении миллионов лет истории физического развития наших животных предков начиная с червя, точно так же и духовное развитие ребенка представляет собой лишь еще более сокращенное повторение умственного развития тех же предков, — по крайней мере более поздних» [20, с. 495]. Это положение Энгельс применяет и к сопоставлению истории мышления всего человечества (значит, и всей науки) и развития мышления отдельного человека: «Развитие какого-нибудь понятия или отношения понятий... в истории мышления, — пишет он, — так относится к развитию его в голове отдельного диалектика, как развитие какого-нибудь организма в палеонтологии — к развитию его в эмбриологии (или, лучше сказать, в истории и в отдельном зародыше). Что это так, было открыто по отношению к понятиям впервые Гегелем. В историческом развитии случайность играет свою роль, которая в диалектическом мышлении, как и в развитии зародыша, резюмируется в необходимости» [20, с. 537]. Как видим, проблему соотношения полного исторического процесса и его позднейшего краткого повторения Энгельс рассмат- 331
ривает в аспекте случайности (как формы протекания полного процесса) и необходимости, в которой кратко этот процесс резюмируется. Поскольку речь при этом идет об историко-познавательном процессе (о развитии понятий в истории всей человеческой мысли и в голове отдельного индивида), отмеченное соотношение совпадает с соотношением исторического и логического, а повторение исходного полного процесса в последующем кратком его протекании есть не что иное, как особая форма проявления единства исторического и логического. Энгельс показывает, что подобные идеи применительно к развитию человеческого сознания (следовательно, к истории науки также) были выдвинуты и разработаны Гегелем в «Феноменологии духа», «которую можно было бы назвать параллелью эмбриологии и палеонтологии духа, отображением индивидуального сознания на различных ступенях его развития, рассматриваемых как сокращенное воспроизведение ступеней, исторически пройденных человеческим сознанием» [21, с. 278]. Все это позволяет провести еще один, причем весьма важный, разрез взаимоотношения между историческим и логическим с точки зрения истории научной мысли, истории естествознания.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Повторение филогении в онтогении человеческого познания» з дисципліни «Марксистка концепція історії –XIX століття»