ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Історія науки і техніки » Марксистка концепція історії –XIX століття

Формы мышления (понятия и категории) как ступени познания
В логике развития естественнонаучной мысли находит отражение последовательность всех ступеней познания, резюмируемых в виде логических категорий, категорий диалектической логики.
Л. Фейербах утверждал, что познание начинается с ощущения, а в ощущении дано уже качество. Энгельс также подчеркивал, что представление о качественной определенности предмета строится на показаниях наших ощущений. Так, он употреблял название «теплота» при обозначении той формы движения, которая обнаруживается для наших чувств в качестве теплоты, такой же подход был у него и к электричеству (см. [20, с. 441]).
Формирование следующего понятия, понятия о количестве, требовало уже от человека развитой способности на первых порах (до познания меры) полностью отвлекаться от их первоначального (качественного) рассмотрения и сравнивать различные вещи по одному какому-либо свойству, поддающемуся сравнению. «Чтобы считать, — писал Энгельс, — надо иметь не только предметы, подлежащие счету, но обладать уже и способностью отвлекаться при рассмотрении этих предметов от всех прочих их свойств кроме числа, а эта способность есть результат долгого, опирающегося на опыт, исторического развития» [20, с. 37]. Точно так же должны были существовать качественно различные вещи, имеющие определенную форму, и их формы должны были сравниваться между собой при отвлечении от качественной определенности самих вещей (их содержания), прежде чем могло возникнуть понятие формы.
В дальнейшем раскрывается единство обеих сторон или определенностей изучаемой вещи, и это их единство выступает в виде ее меры, и тогда связь вещей выступает в виде узловой линии отношения меры; об этом в аспекте форм движения материи говорится в следующем параграфе данной главы.
Энгельс показывает, что этот реальный историко-познавательный процесс выделения качественной и количественной характеристик предмета обобщен в гегелевской системе категорий. А именно: Гегель начинает с бытия; бытие раскрывает себя как ничто; от этого «бытия-ничто» совершается переход кстановлению, результатом последнего является наличное бытие, т. е. более высокая, более наполненная форма бытия. Наличное бытие
316

приводит к качеству, качество—к количеству (см. [20, с. 44]). Затем следует «гегелевская узловая линия отношений меры, где чисто количественное увеличение или уменьшение вызывает в определенных узловых пунктах «качественный скачок, как, например, в случае нагревания или охлаждения воды, где точки кипения и замерзания являются теми узлами,, в которых совершается — при нормальном давлении — скачок в новое агрегатное состояние, где, следовательно, количество переходит в качество» [20,с. 44].
Таким образом, у Гегеля каждая категория отражает в логически обобщенной форме определенную ступень развития общечеловеческого, в том числе и научного, познания. В письме К. Шмидту от 1 ноября 1891 г. Энгельс указывал, в частности, что «каждая категория у Гегеля представляет собой ступень в истории философии (он по большей части и указывает такого рода ступени)...» [38, с. 177]. Поэтому Энгельс советует Шмидту при изучении гегелевской Логики взять для сравнения «Лекции по истории философии»: «Сравните хотя бы у Маркса развитие от товара к капиталу, — писал Энгельс, — с развитием у Гегеля от бытия к сущности, и у Вас будет прекрасная параллель: с одной стороны, конкретное развитие, как оно происходит в действительности, и, с другой стороны, абстрактная конструкция, в которой в высшей степени гениальные мысли и местами очень важные переходы, как, например, качества в количество и обратно, перерабатываются в кажущееся саморазвитие одного понятия из другого» [38, с. 177]. Таких примеров Энгельс мог бы привести еще много, в том числе, очевидно, и из истории естествознания.
В связи с этим Энгельс предупреждает, что никоим образом не следует читать Гегеля для того, чтобы открывать в нем паралогизмы и передержки, которые ему служили рычагами для построений. Это, по словам Энгельса, работа школьника. Гораздо важнее отыскать под неправильной формой и в искусственной связи верное и гениальное. Переходы от одной категории к другой или от одной противоположности к следующей у Гегеля почти всегда произвольны. Главным же у Гегеля можно считать логическое обобщение (посредством последовательности ряда категорий) исторического движения человеческого познания, как это и показал Энгельс, сопоставляя экономические работы Маркса с построением Логики Гегеля.
Идея единства исторического и логического разработана Марксом наиболее глубоко и полно применительно к политической экономии, но в принципе она может быть распространена и на прочие науки, в том числе и на естествознание. Исследуя понятие о меновой стоимости и другие исходные категории политэкономии, Маркс утверждал, что, «будучи рассматриваемы в ходе развития науки, эти абстрактные определения как раз выступают первыми и наиболее скудными, как это отчасти с ними бывает и в истории; более развитое выступает как более позднее»
317

[46, ч. 1, с. 194; см. также с. 199, 200, 204]. Иначе говоря, последовательно возникающие ступени процесса развития действительности отражаются в абстрактно-логической форме в виде категорий. Поэтому можно сказать, что более простая категория отражает господствующие отношения менее развитой стадии исследуемого предмета, или подчиненные отношения его более развитой стадии. В последнем случае речь идет об отношениях, которые господствовали раньше, т. е. до того, когда данный предмет развился и это развитие уже получило отражение в более конкретной категории. «В этом отношении, — отмечает Маркс,— ход абстрактного мышления, восходящего от простейшего к сложному, соответствует действительному историческому процессу» [12, с. 728, 729]. В этом положении заключена мысль, отмеченная Энгельсом: с чего начинается история, с того же должен начинаться и ход мыслей, ибо последний призван отразить реальный ход истории (но только в обобщенной абстрактной форме).

Ви переглядаєте статтю (реферат): «Формы мышления (понятия и категории) как ступени познания» з дисципліни «Марксистка концепція історії –XIX століття»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: МИТНЕ ОФОРМЛЕННЯ ТА ОПОДАТКУВАННЯ ЗОВНІШНЬОТОРГОВЕЛЬНИХ ОПЕРАЦІЙ
ФІНАНСОВА САНАЦІЯ НА УХВАЛУ АРБІТРАЖНОГО СУДУ
Посередницькі, гарантійні, консультаційні та інформаційні послуги
ПОНЯТТЯ ТА КЛАСИФІКАЦІЯ ВНУТРІШНІХ ДЖЕРЕЛ ФІНАНСОВОЇ СТАБІЛІЗАЦІЇ
ВИВЧЕННЯ НАЯВНОЇ САНАЦІЙНОЇ КОНЦЕПЦІЇ ТА ЗБІР НЕОБХІДНОЇ ІНФОРМАЦ...


Категорія: Марксистка концепція історії –XIX століття | Додав: koljan (25.05.2013)
Переглядів: 650 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП