Революция, совершенная Коперником в астрономии (середина XVI в.). Начало первого цикла научных революций
В «Диалектике природы» Энгельс рассматривает создание Н. Коперником нового, гелиоцентрического учения и разрушение им старого геоцентрического учения Птолемея как революционное событие, имевшее значение не только для астрономии, но и для всего естествознания и положившее начало всему дальнейшему прогрессу науки. Он писал: «Революционным актом, которым исследование природы заявило о своей независимости и как бы повторило лютеровское сожжение папской буллы, было издание бессмертного творения, в котором Коперник бросил — хотя и робко и, так сказать, лишь на смертном одре — вызов церковному авторитету в вопросах природы. Отсюда начинает свое летосчисление освобождение естествознания от теологии...» [20, с. 347]. Учение Птолемея, ставившее в центр мироздания Землю с живущим на ней человеком, вполне гармонировало с религиозными 268
мифами и поддерживалось господствующим церковным мировоззрением. Научная революция, вызванная открытиями Коперника, не только разрушала птолемеевское учение, но и в корне подрывала возможность для теологии служить поддержкой угодного ей и согласуемого с ней астрономического учения. Однако автоматически религия не устранялась от естествознания — для ее отсечения от него требовалась научная революция, начало которой положил Коперник (1473—1543). В книге «Об обращении небесных сфер» (1543) Коперник доказал, что кажущиеся движения Солнца и звезд вокруг Земли, наблюдаемые людьми непосредственно, на самом деле объясняются суточным вращением Земли вокруг своей собственной оси и годовым ее обращением вокруг Солнца. В соответствии с этим не Земля является центром мироздания (как думали люди до тех пор вместе с Птолемеем), а Солнце является центром нашей планетной системы. Особое внимание Коперник обратил на гносеологическую сторону вопроса. Он показал, что основная ошибка птолемеевского учения состояла в том, что в этом учении кажущееся принималось за действительное и между ними не делалось различия. Но ведь если в действительности движется Земля, то людям, на ней находящимся, обязательно должно казаться, что Земля стоит на месте, а все внеземные космические тела движутся с такой же скоростью, только в противоположном направлении. Именно это кажущееся движение внеземных тел и принял Птолемей за действительное их движение вокруг Земли. Поясняя ход своих рассуждений, Коперник ссылался на житейский опыт, когда видимость кажется действительностью. Он писал: «Почему не признать, что небу принадлежит только видимость суточного обращения, действительность же его — самой Земле, так что здесь происходит то, о чем сказано в „Энеиде" Вергилия: „От гавани мы отплываем, а земли и села от нас убегают"» '. Далее Коперник поясняет, что подобное впечатление создается потому, что когда корабль движется спокойно, то все, что находится за его пределами, представляется морякам так, словно все это двигалось в противоположном направлении; самих же себя и все, что находится на корабле, они, напротив, считают покоящимися. Итак, Коперник требует различать истинные (действительные) и кажущиеся движения. Исходя из необходимости такого различения, которое отсутствовало у Птолемея, он доказывал, что истинное годовое движение принадлежит не Солнцу, а Земле. Он писал: «То, что нам представляется как движение Солнца, происходит не от его движения, а от движения Земли и ее сферы, вместе с которой мы обращаемся вокруг Солнца, как любая дру-гая планета. Так, Земля имеет больше, чем одно движение» 2. ' Николай Коперник. М.—Л., 1947, с. 29. 2 Там же, с. 32. 269
Коперник объясняет прямые и попятные движения планет не тем, что они движутся вокруг Земли, а тем, что и они и Земля движутся вокруг Солнца. Таким образом, по Копернику, одного движения Земли достаточно для объяснения и столь многих видимых несоответствий, наблюдаемых на небе. До Коперника в области астрономии почти безраздельно господствовала вера в видимость: именно непосредственная видимость свидетельствует о том, будто Солнце движется по небосводу, восходя на Востоке и заходя на Западе. Так говорят людям их непосредственные ощущения, так люди видят, непосредственно созерцая небесные явления, наблюдая за движением Солнца днем и звезд ночью. Эту веками и тысячелетиями утвердившуюся в сознании людей веру в видимость Птолемей возвел в принцип и положил в основу своего учения. Научная революция, осуществленная Коперником, состояла в гносеологическом отношении в отказе от этой слепой веры в видимость. Истина оказалась заключенной не в признании движения небесных тел (кроме Луны) вокруг Земли, а как раз наоборот — в признании движения Земли и планет вокруг Солнца. Следует обратить внимание на характер этого революционного переворота во всем мировоззрении людей вообще и в их взглядах на движение небесных тел в особенности: во-первых, он происходил только в сфере мышления, с помощью которого по-новому были объяснены ранее уже установленные факты и сделанные наблюдения; во-вторых, прежние, неправильные взгляды не были просто отброшены, а были заменены на новые, прямо обратные прежним. Подчеркиваем, новые взгляды были не просто отличными от старых, а диаметрально противоположными старым: у Птолемея — Земля покоится в центре мироздания, а вокруг нее вращаются Солнце, звезды и планеты; у Коперника — в центре нашего участка Вселенной (Солнечной системы) находится Солнце, Земля же и другие планеты вращаются вокруг него, а Земля, кроме того, вокруг своей собственной оси. В дальнейшем мы увидим, что подобный полный переворот воззрений (переворачивание их на прямо обратные) составляет общую черту научных революций первого типа, когда в естествознании совершалось крушение слепой и безграничной веры в видимость.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Революция, совершенная Коперником в астрономии (середина XVI в.). Начало первого цикла научных революций» з дисципліни «Марксистка концепція історії –XIX століття»