Синтез в его соединении с анализом как один из гносеологических источников диалектики
Синтез означает дальнейший шаг вперед по пути развития человеческого познания по сравнению с анализом. Поэтому синтез предполагает преодоление ограниченностей, навязанных односторонне трактуемым анализом, и самого анализа в его одностороннем понимании и применении. Но, преодолевая одностороннюю трактовку анализа, лишая его характера какого-то абсолютно исчерпывающего метода познания, раскрывая его относительность и подчиненность высшему синтезу, синтетический подход тем самым подрывает и ликвидирует гносеологические источники, породившие ранее и питавшие до тех пор метафизику. Тем самым синтетический подход, опирающийся на правильно понятый анализ, становится одним из гносеологических корней диалектического метода мышления. Если метафизика выросла из старого естествознания, которое принимало предметы природы за готовые, законченные, то научная диалектика вырастает из нового естествознания, принимающего их за изменчивые, развивающиеся. Именно этот переход в понимании предметов природы, как отмечал Энгельс, и становился гносеологической причиной крушения метафизики и вытеснения ее диалектикой. Энгельс писал, что когда изучение отдельных предметов как законченных «продвинулось настолько далеко, что можно было сделать решительный шаг вперед, то есть перейти к систематическому исследованию тех изменений, которые происходят с этими предметами 244
в самой природе, тогда и в философской области пробил смертный час старой метафизики» [21, с. 303]. Противопоставляя метафизике диалектический способ мышления, Энгельс фактически характеризовал этот последний как отвечающий третьей (высшей) фазе общего хода человеческого познания — фазе синтеза, основанного на анализе. Энгельс поясняет это ссылкой на то обстоятельство, что при более точном исследовании мы находим, что оба полюса противоположности (например, положительное и отрицательное) столь же неотделимы друг от друга, сколь они противоположны один другому, взаимно проникая друг в друга, несмотря на всю их противоположность. Подобно этому и представления о причине и следствии имеют значение (как таковые) только в применении к определенному отдельному случаю; если же этот случай рассматривать в его общей связи со всем универсумом, они сходятся и переплетаются в представлении об универсальном взаимодействии, где причины и следствия постоянно меняются местами: то, что было причиной в одном месте и в одно время, становится следствием в другом месте и в другое время. «Все эти процессы и все эти методы мышления, — отмечает Энгельс, — не укладываются в рамки метафизического мышления. Для диалектики же, для которой существенно то, что она берет вещи и их умственные отражения главным образом в их взаимной связи, в их сцеплении, в их движении, в их возникновении и исчезновении, — такие процессы, как вышеуказанные, напротив, подтверждают лишь ее собственный метод исследования» [19, с. 205]. Синтез как прием исследования предполагает соединение абстрактно противопоставляемых друг другу противоположностей, приведение их к внутреннему нераздельному единству. Это ведет гносеологическим путем прямо к двум основным законам диалектики — к закону взаимного проникновения противоположностей и к закону отрицания отрицания. «Итак, — резюмирует Энгельс, — точное представление о вселенной, о ее развитии и о развитии человечества, равно как и об отражении этого развития в головах людей, может быть получено только диалектическим путем, при постоянном внимании к общему взаимодействию между возникновением и исчезновением, между прогрессивными изменениями и изменениями регрессивными» [19, с. 205]. Говоря о диалектике как методе мышления, для более полной и глубокой ее характеристики нужно сопоставить ее с обеими предшествующими ей формами мышления: во-первых, с метафизикой, во-вторых, с наивной диалектикой — и соответственно этому сопоставить третью (высшую) основную ступень трехфазного хода человеческого познания с его основными ступенями и, сначала, с двумя сразу, а затем с каждой из них в отдельности.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Синтез в его соединении с анализом как один из гносеологических источников диалектики» з дисципліни «Марксистка концепція історії –XIX століття»