Проблема и теория — две различные формы движения научного знания
Научное знание, получившее высшую форму теории, является системным образованием. Проблема же фиксирует неопределенность знания и выявляет недостаточность наличного знания при объяснении тех или иных явлений; она возникает как задача, требующая своего решения, как вопрос, на который надо отыскать ответ. Возникновение новой теории связано с отказом от прежнего рассмотрения проблем, с указанием на существование проблемы там, где раньше видели ее решение. При этом подходе развитие научного знания выступает как процесс постановки проблем и их разрешения при отказе от существующего решения и усмотрение новой проблемной ситуации. Для правильной постановки проблемы необходимо «устранить из проблемы всякую обманчивую примесь» [26, I, с. 83], представить то затруднение, с которым столкнулась теория, в наиболее резкой форме (см. [26, I, с. 82]), оставить без внимания все то, что не имеет никакого отношения к самой проблеме (см. [26, I, с. 122]). Процесс решения проблемы предполагает в качестве условия правильную, научную формулировку вопроса, лежащего в основании проблемы. Если сформулированная научным образом проблема показывает пути ее решения или, как говорит Маркс, «сама собой приводит к своему собственному решению» [26, II, с. 30], то вопрос, сформулированный неправильно, оказывается по своей сути неразрешимым. Ложная постановка проблемы превращает ее в задачу, «еще гораздо более неразрешимую, чем квадратура круга, которая может быть найдена алгебраически» [26, III, с. 85]. Правильная постановка проблемы выявляет те предпосылки, которые позволяют ее решить, и оказывается одним из условий ее решения (см. [26, I, с. 115; II, с. 30; III, с. 136, 196]). В предисловии ко II тому «Капитала» Энгельс отметил, что буржуазная политэкономия не могла решить проблему возник- ' В XX в. выявился еще один путь возникновения новой теории, когда она возникает в результате разрешения внутренних проблем старой теории. 2П7
новения прибавочной стоимости потому, что оба исходила на ложного принципа: «В таком понимании вопрос действительно неразрешим. Марксом он правильно поставлен, и тем самым на него дан ответ» [24, с. 23]. Одним из условий правильной постановки проблемы является критика вопроса. Показывая ограниченность взглядов прудониста Даримона, Маркс писал: «не выражает ли сформулированная Даримоном проблема свою собственную несуразность, в результате чего невозможность ее решения заложена уже в тех условиях, которые этой задачей поставлены. Ответ часто может заключаться лишь в критике вопроса, и вопрос часто может быть разрешен лишь... путем отрицания самого вопроса» [46, I, с. 66]. Критика постановки вопроса, доходящая до отрицания самого этого вопроса, который в прежней формулировке не может быть решен, является важнейшим условием научной постановки и решения проблемы в истории науки, в том числе и в истории естествознания. Итак, развитие научного знания может быть представлено как процесс постановки проблемы, формирование некоторой гипотезы, объясняющей проблему, проверки или опровержения этой гипотезы и, наконец, завершения процесса решения проблемы в создании теории, которая, формируя результат познания, ставит новые проблемы. Так начинается новый цикл, для которого характерна постановка новых проблем и новые варианты решения. В целом же история естествознания, рассмотренная под углом зрения теоретического развития, предстает как процесс постоянной смены гипотез и теорий.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Проблема и теория — две различные формы движения научного знания» з дисципліни «Марксистка концепція історії –XIX століття»