ИДЕАЛЬНЫЙ АСПЕКТ РАЗВИТИЯ НАУКИ. ТЕОРИЯ И ЕЕ ФУНКЦИИ
После рассмотрения материального аспекта развития науки и его главной движущей силы — материального производства — обратимся к анализу другого аспекта того же исторического процесса, который касается духовного производства — производства научных мыслей, идей и понятий. В связи с этим прежде всего остановимся на марксистском понимании развития естествознания как научно-познавательного процесса, его внутреннего механизма. С этой целью необходимо вернуться к рассмотрению методологического аспекта естествознания как науки и показать, каким образом взаимодействуют между собой его различные структурные звенья. В центре такого рассмотрения стоит научная теория и ее функции, раскрывающиеся при взаимодействии теории, с одной стороны, с эмпирическим, фактическим материалом, который служит исходным пунктом (источником) ее возникновения, обоснования и последующих изменений, а с другой _ с производственной (промышленной) практикой, выступающей как сфера приложения достигнутых наукой (теорией) результатов и как критерий для проверки правильности этих достижений и самой теории. Так определяются и раскрываются такие функции теории и всей науки, как функции обобщения накопленных фактов и их объяснения, как прогностическая и производственно-практическая ее функции. Последовательность формирования и выявления функций теории отражает поэтому процесс становления и развития теории и всей данной науки, процесс ее превращения из ранней стадии в стадию зрелости. Только с момента появления первых своих теорий наука превращается из совокупности собранных эмпирических данных (фактов) в подлинную теорию. И только с момента обнаружения у нее прогностических способностей она становится зрелой наукой. Следовательно, путь развития теории и всей науки идет от фактов через их обобщение к теории, от менее развитой теории (способной объяснять известное) к более развитой теории (способной предсказывать неизвестное) и от теории к производственно-практической деятельности (в смысле воплощения научных результатов в жизнь). Это отвечало развитию естествознания в XIX в., и это было учтено Марксом и Энгельсом.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «ИДЕАЛЬНЫЙ АСПЕКТ РАЗВИТИЯ НАУКИ. ТЕОРИЯ И ЕЕ ФУНКЦИИ» з дисципліни «Марксистка концепція історії –XIX століття»