Открытие Энгельсом закона ускоренного развития естествознания
То обстоятельство, что естествознание развивается ускоренными темпами, бросается в глаза каждому, кто занимался его историей. До эпохи Возрождения естествознание как самостоятельная отрасль знания, как систематическая наука еще не существовала. Сначала была античная натурфилософия, затем — средневековая наука в качестве служанки богословия. 164
«Настоящее Же естествознание, — пишет Энгельс, — начинается только со второй половины XV века, и с этого времени оно непрерывно делает все более быстрые успехи» [ 19, с. 203]. Причину этого непрерывного развития естествознания Энгельс видит в растущих потребностях материального производства. Но можно ли выразить подмеченную закономерность в виде количественного закона, которому подчинен рост науки? Оказывается можно, и Энгельс это делает уже в своих ранних работах. В них он формулирует своеобразный закон ускоренного развития (роста) науки, причем под наукой по-прежнему понимается естествознание. Энгельс пишет: «Но наука растет, по меньшей мере, с такой же быстротой, как и население; население растет пропорционально численности последнего поколения, наука движется вперед пропорционально массе знаний, унаследованных ею от предшествующего поколения, следовательно, при самых обыкновенных условиях она также растет в геометрической прогрессии. А что невозможно для науки?» [1, с. 568]. Здесь Энгельс выступает как убежденный проводник научного и технического оптимизма, как принципиальный противник всякого рода реакционных концепций, сулящих человечеству вырождение и даже гибель в более или менее близком будущем. Закон ускоренного развития науки, сформулированный Энгельсом, носит количественный характер. Последующее стремительное развитие естествознания подтвердило его справедливость. Мы подчеркиваем, что речь идет именно о количественном росте науки, поскольку сама наука рассматривается в данном случае в связи с внешними условиями ее развития, которые не определяют ее собственного (качественного) содержания. Маркс, анализируя взгляды Р. Джонса, отмечавшего роль экономических условий, в частности капитала, в эволюции знания, говорит, что расширение капитала ведет не к развитию, а к росту знаний (см. [26, III, с. 458]). В «Диалектике природы» тот же закон ускоренного развития (роста) естествознания Энгельс приводит снова, но только в иной (причем менее точной, хотя и более образной) формулировке: «Но с тех пор и развитие науки пошло гигантскими шагами, ускоряясь, так сказать, пропорционально квадрату удаления во времени от своего исходного пункта, как бы желая показать миру, что по отношению к движению высшего цвета органической материи, человеческому духу, имеет силу закон, обратный закону движения неорганической материи» [20, с. 509]. В таких же примерно словах этот закон сформулирован Энгельсом в другом месте «Диалектики природы» (см. [20, с. 347]). Здесь под законом движения неорганической материи Энгельс, по-видимому, подразумевает ньютоновский закон всемирного тяготения, согласно которому сила земного притяжения удаляющегося от Земли тела ослабевает обратно пропорционально квадрату расстояния между Землей и данным телом. 165
В той же «Диалектике природы» Энгельс фактически распространил открытый им закон ускоренного развития естествознания на всю органическую природу. «По отношению ко всей истории развития организмов, — писал он, — надо принять закон ускорения пропорционально квадрату расстояния во времени от исходного пункта... чем выше, тем быстрее идет дело» [20, с. 620]. Ссылаясь на труды Геккеля, в которых рассматриваются органические формы, соответствующие различным геологическим периодам, Энгельс здесь констатирует, что чем более высокой является ступень развития, тем быстрее идет развитие. Однако рассмотрение истории науки с точки зрения последовательной передачи накопленного материала от одного поколения ученых к другому, идущему ему на смену, позволяет не только оценить возрастающие темпы всего научного движения, но и понять существование постоянно действующей преемственной связи между идеями предыдущего поколения ученых и идеями последующего. В «Немецкой идеологии» основоположники марксизма писали: «История есть не что иное, как последовательная смена отдельных поколений, каждое из которых использует материалы, капиталы, производительные силы, переданные ему всеми предшествующими поколениями; в силу этого данное поколение, с одной стороны, продолжает унаследованную деятельность при совершенно изменившихся условиях, а с другой — видоизменяет старые условия посредством совершенно измененной деятельности» [3, с. 44, 45]. Такой подход позволяет объяснить преемственность и изменения в реальном историческом процессе, дает возможность проанализировать преемственность и изменения, характерные для развития научного знания.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Открытие Энгельсом закона ускоренного развития естествознания» з дисципліни «Марксистка концепція історії –XIX століття»