Основоположники марксизма неоднократно связывают рациональные моменты гегелевской философии с общеметодологическими проблемами современного им этапа естествознания и его истории. Энгельс отмечает силу теоретического мышления у Гегеля, которое помогло ему с диалектических позиций бороться против таких порождений узкого эмпиризма и метафизики (антидиалектики), как всякого рода «силы» и «невесомые материи». Как пример работы теоретического мышления у Гегеля Энгельс называет рассуждение Гегеля в «Малой логике» по поводу атомов и их свойств. Разъясняя различие между интенсивной величиной (степенью) и экстенсивной величиной (определенным количеством), Гегель предупреждает против ошибочного смешения этих двух форм величины. «Это именно происходит в физике, — пишет Гегель, — 6 Гегель Г. В. Ф. Энциклопедия философских наук, т. 1, с. 301, 302. 7 Там же, с. 291, 292. 94
когда в ней, например, объясняются различия удельного веса тем, что тело, удельный вес которого вдвое больше удельного веса другого тела, содержит в себе вдвое больше материальных частиц (атомов), чем другое тело» 8. Это и означало, что интенсивная величина (удельный вес) сводится здесь к экстенсивной (числу атомов). Если же не делать этого, как требовал Гегель, то оставался один только путь: объяснить различие в удельном весе двух тел различием в весе атомов того и другого тела. Далее Гегель подчеркивает, что обычные тела «можно видеть и вообще воспринимать органами чувств; напротив, атомы, молекулы и т. п. лежат вне области чувственного восприятия, и дело мышления — решать, каковы их приемлемость и значимость» 9. По этому поводу Энгельс указывает, что у Гегеля в «Энциклопедии» имеется «пророческое место насчет атомных весов в противовес тогдашним взглядам физиков и насчет атома и молекулы как мыслительных определений, относительно которых должно решать мышление» [20, с. 521]. Более того, с приведенным выше рассуждением Гегеля прямо перекликается собственная мысль Энгельса по поводу проникновения диалектики в естествознание: «А здесь волей-неволей приходится мыслить: атом и молекулу и т. д. нельзя наблюдать в микроскоп, а только посредством мышления» [20, с. 519, 520]. Можно привести еще один образец того, как Энгельс отмечает рациональный момент в гегелевских рассуждениях, связанных с проявлением здесь силы теоретического мышления у Гегеля. Речь идет о понятии нуля в математике, в котором реализуется одно из диалектических высказываний Гегеля, как это показывает Энгельс. В «Науке логики» у Гегеля сказано (а Энгельса это место выписал и подчеркнул: «Ничто, противополагаемое (какому-нибудь) нечто, ничто какого-либо нечто, есть некое определенное ничто» (стр. 74)» [20, с. 536]. В связи с этим, вскрывая рациональный смысл процитированного гегелевского положения и давая ему материалистическую трактовку, Энгельс пишет в «Диалектике природы»: «Но ничто от каждого отдельного определенного количества само имеет еще количественное определение, и лишь поэтому можно оперировать нулем. Те самые математики, которые без всякого стеснения оперируют с нулем вышеуказанным образом, т. е. оперируют с ним как с определенным количественным представлением, приводя его в количественные отношения к другим количественным представлениям, — поднимают страшный вопль, когда находят это у Гегеля в такой обобщенной форме: ничто от некоторого нечто есть некое определенное ничто» [20, с. 576, 577]. 8 Гегель Г. В. Ф. Энциклопедия философских наук, т. 1, с. 249. 9 Там же, с. 250.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Сила теоретического мышления Гегеля» з дисципліни «Марксистка концепція історії –XIX століття»