Особенно ярко рациональные моменты выступают у Гегеля, когда речь заходит о раскрытии диалектических противоречий у изучаемых предметов природы, о взаимном проникновении их противоположных сторон друг в друга. Энгельс писал: «Истинная природа определений «сущности» указана самим Гегелем («Энциклопедия», ч. 1, § 111, Добавление): «В сущности все относительное (например, положительное и отрицательное, которые имеют смысл только в своем взаимоотношении, а не каждое само по себе)» [20,с. 528] 3. Относительность противоположностей предполагает их взаимопроникновение, их способность превращаться друг в друга. В письме К. Шмидту от 1 ноября 1891 г. Энгельс писал, что в диалектике («Логике») Гегеля «главная часть—это „Учение о сущности": раскрытие абстрактных противоположностей во всей их несостоятельности, причем как только собираешься удержать лишь одну сторону, так она незаметно превращается в другую и т. д.» [38, с. 176]. Такую относительность противоположностей и их взаимопереходы Энгельс отмечает в «Диалектике природы» в заметках по поводу притяжения и отталкивания. Гегель писал, отвергая взгляд, будто одно лишь притяжение есть сущность материи: «... притяжение столь же существенно принадлежит материи, как и отталкивание» 4. В связи с этим Энгельс подчеркивает: «Поэтому уже Гегель вполне правильно заметил, что сущность материи составляют притяжение и отталкивание» [20, с. 559]. И Энгельс показывает, что гегелевские взгляды на этот счет подтвердились затем естествознанием: «Превращение притяжения в отталкивание и обратно у Гегеля мистично, но по сути дела он здесь предвосхитил позднейшие естественнонаучные открытия... Гегель гениален даже в том, что он выводит притяжение как вторичный момент из отталкивания как первичного: солнечная система образуется только благодаря тому, что притяжение берет постепенно верх над господствовавшим первоначально отталкиванием» [20, с. 559]. 3 Подчеркнуто Энгельсом. — Ред. (см. также: Гегель Г. В. Ф. Энциклопедия философских наук, т. 1. М., 1974, с. 263). 4 Гегель Г. В. Ф. Энциклопедия философских наук, т. 1, с. 241. 92
Другой пример того, как Энгельс выявляет у Гегеля рациональный момент во взглядах на материю, касается структуры материи. Односторонним воззрениям — материя только дискретна или только непрерывна — Гегель и здесь противопоставляет диалектический взгляд, согласно которому обе противоположности взаимно проникают друг в друга, образуя собой внутреннее един-ство. Отмечая «противоречие непрерывной и дискретной материи», Энгельс делает отсылку: «См. у Гегеля» [20, с. 587]. И он поясняет: «Гегель очень легко разделывается с этим вопросом о делимости, говоря, что материя — и то и другое, и делима и непрерывна, и в то же время ни то, ни другое, что вовсе не является ответом, но теперь почти доказано» [20, с. 560]. При этом Энгельс ссылается на Клаузиуса и кинетическую теорию газов, чему у него посвящена особая заметка (см. [20, с. 601, 602]). Переходя к органической природе, Энгельс отмечает у Гегеля диалектический взгляд на взаимное проникновение таких противоположностей, как «жизнь и смерть». В т. н. «Малой логике» Гегель писал (и Энгельс на это место ссылается в «Диалектике природы»): «...жизнь как таковая носит в себе зародыш смерти...» 5 В связи с этим Энгельс пишет: «Уже и теперь не считают научной ту физиологию, которая не рассматривает смерть как существенный момент жизни (примечание: Гегель «Энциклопедия», ч. I, стр. 152—153), которая не понимает, что отрицание жизни по существу содержится в самой жизни, так что жизнь всегда мыслится в соотношении со своим необходимым результатом, заключающимся в ней постоянно в зародыше, — смертью» [20, с. 610]. Другой образец такого же рода касается гегелевской трактовки категорий случайности и необходимости и их соотношения с эволюционным учением Дарвина. В расширенном плане «Диалектики природы» значится: «... биология. Дарвинизм. Необходимость и случайность» [20, с. 343]. Отметив наличие двух прямо противоположных односторонних концепций в данной области познания, Энгельс пишет: «В противовес обеим этим концепциям выступает Гегель с совершенно неслыханными до того времени положениями, что случайное имеет некоторое основание, ибо оно случайно, но точно так же и не имеет основания, ибо оно случайно; что случайное необходимо, что необходимость сама определяет себя как случайность и что, с другой стороны, эта случайность есть скорее абсолютная необходимость („Логика", кн. II, отд. III, гл. 2: „Действительность")» [20, с. 535]. В этих словах выражено гегелевское понимание диалектики необходимости и случайности, их взаимного проникновения как реальных противоположностей. Энгельс отмечает далее, что естествознание предпочло попросту игнорировать эти гегелевские положения как парадоксальную игру слов, как противоречащие 5 Гегель Г. В. Ф. Энциклопедия философских наук, т. 1, с. 206. 93
друг другу утверждения. На деле в лице Дарвина и его теории оно полностью подтвердило справедливость этих положений. Диалектика живой природы выступает у Гегеля как признание неприменимости к организму таких категорий, как часть и целое, простое и составное. Это обстоятельство Энгельс отмечает в «Диалектике природы». Так, в «Малой логике» Гегель писал, что «члены и органы живого тела должны рассматриваться не только как его части, так как они есть то, что они есть, лишь в единстве... Простыми частями становятся эти члены и органы лишь под рукой анатома, но он тогда имеет дело уже не с живыми телами,а с трупами» 6. По этому поводу Энгельс отмечает, что «уже часть и целое — это такие категории, которые становятся недостаточными в органической природе. Выталкивание семени — зародыш — и родившееся животное нельзя рассматривать как «часть», отделяющуюся от «целого»: это дало бы ложное толкование. Части лишь у трупа(«Энциклопедия»,ч.I,стр. 268)» [20, с. 528]. Это же касается категорий «простое и составное». Гегель указывал на то, что понимание вещей как состоящих из самостоятельных элементов применяется часто в таких областях, где оно уже не обладает силой. «Уже в пределах природы в применении к органической жизни эта категория оказывается неудовлетворительной. Говорят, правда, что животное состоит из костей, мускулов, нервов и т. д., однако непосредственно ясно, что здесь совсем иное положение дел, чем с куском гранита...» 7. Энгельс подтверждает эту мысль, соглашаясь с тем, что категории «простое и составное» «тоже уже в органической природе теряют свой смысл, оказываются неприменимыми. Ни механическое соединение костей, крови, хрящей, мускулов, тканей и т. д., ни химическое соединение элементов не составляют еще животного (Гегель. «Энциклопедия», ч. I, стр. 256)» [20, с. 528, 529].
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Взаимопроникновение противоположностей» з дисципліни «Марксистка концепція історії –XIX століття»