Первые этапы становления и разработки Марксом и Энгельсом концепции развития науки (40—60-е годы XIX в.)
Марксистская концепция развития естествознания — составная часть всей марксистской теории, один из ее важных компонентов. Развитие марксистской теории в целом (и вширь и вглубь, охват ею все новых и новых сфер общественной жизни) и углубление диалектического анализа природы, общества и мышления влекли за собой выявление и осмысление новых сторон в сложном про- 46
цессе развития естествознания, в сложном диалектическом процессе его взаимосвязи с философией, с производством и техникой, со всей системой социальных и культурных отношений, с различными формами общественного сознания. Иными словами, становление и разработка марксистской концепции развития естествознания теснейшим образом были связаны с общим процессом выработки и развития диалектико-материалистического мировоззрения, с выявлением научно-методологических средств и принципов анализа как явлений внешнего мира, так и процесса познания. Движущие силы развития естествознания раскрывались Марксом и Энгельсом не только в связи с разработкой экономической теории, позволившей им выявлять соотношение науки с техникой и производством, но и в связи с углубленным анализом различных форм классовой идеологической борьбы, который ими осуществлен, в частности, на материалах революции 1848 г. во Франции и Германии и Парижской коммуны 1871 г. Марксистская интерпретация фундаментальных проблем истории естествознания углубляется по мере совершенствования и развития всего марксистского учения, теории и метода марксизма. Это относится к проблеме движущих сил научного прогресса, к периодизации истории естествознания, к конкретному анализу функционирования науки в определенных типах социальных систем, к раскрытию роли личности отдельного ученого в развитии науки и многим другим столь же важным проблемам, с которыми имела дело марксистская концепция развития науки, развития естествознания. Так, в связи с разработкой экономической теории Маркс и Энгельс подчеркивают значение технического прогресса как основополагающего принципа, дающего ключ к пониманию стимула развития естественных наук. Периодизацию истории естествознания они связывают не только с производственно-техническим прогрессом, но и с изучением и раскрытием всей диалектики естествознания, с осмыслением всего сложного процесса функционирования естественных наук в социальной, культурной и идеологической жизни. На определенных этапах развития марксистской теории были выявлены и подчеркнуты различные стороны марксистской концепции истории естествознания, причем каждый раз естественнонаучный прогресс рассматривался в его взаимосвязи с социальным и техническим прогрессом. Было бы неправильно полагать, что марксистская концепция развития естествознания является просто приложением общих принципов марксизма к истории естествознания. Дело не только в том, что сами эти принципы разрабатывались в ходе анализа истории естествознания и всего научного прогресса, но и в том, что развитие естественных наук является специфической областью научной и культурной жизни человечества, которая требует 47
выявления присущих ей закономерностей, форм и типов связи с другими сферами общественной жизни. Это значит, что история естествознания была для Маркса и Энгельса не просто нолем приложения и проверки общих диалектико-материалистических принципов, но и полем разработки с помощью этих принципов конкретных историко-научных проблем с целью выявления действующих здесь закономерностей и внутренних «механизмов» развития. Из всего этого и сложилась марксистская концепция истории естествознания.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Первые этапы становления и разработки Марксом и Энгельсом концепции развития науки (40—60-е годы XIX в.)» з дисципліни «Марксистка концепція історії –XIX століття»