Трактовка научного знания в трудах Канта «критического» периода
Знание, по Канту, возникает из двух источников: способности получать представления и приложения к ним априорных форм рассудка. Чувственность формирует представления, рассудок преобразует представление в понятие. Превращение представления в понятие — это изменение формы знания, но видоизменение формы предполагает и видоизменение его предметного содержания. Именно начиная с Канта было осознано, что предметное содержание знания возможно и необходимо анализировать в свете формальной деятельности мышления, исследуя эволюцию предметного содержания познания через эволюцию его форм, и наоборот. Большая заслуга Канта состоит в указании на диалектическое единство, неразрывную связь формы и содержания знания, мышления. Благодаря этому было понято, что само 29 Кант И. Соч., т. 1, с. 53, 54. 30 Там же, т. 6. М., 1966, с. 108. 38
знание есть единство предмета знания и форм мышления об этом предмете. Исходным пунктом кантовского исследования является анализ формальной структуры знания, сущность которого сводится им к синтезу чувственных данных при помощи априорных категорий, не имеющих отношения к объективной действительности. Человеческому познанию присущи особые, трансцендентальные формы, заключающие в себе возможность опыта, науки, природы. Активность познающего сознания резко подчеркнута Кантом: он стремится ее показать, выразить ее теоретически, но объяснить ее он не может. Поэтому характерной чертой для его подхода является априоризм при описании процесса познания: «единство апперцепции» субъекта познания — трансцендентально, категории — априорны, способ их применения, представляющий собой «схематизм чистого рассудка», тоже трансцендентален. И это неизбежно, поскольку не было осознано важнейшее обстоятельство, а именно то, что наука, производство знания, не есть функция абстрактного индивида, но что она образует целую сферу общественного духовного производства, в которой царят объективные законы и которая развивается вполне независимо от каждого отдельно взятого индивида. Другой важной чертой кантовской концепции познания является его внимание к процессам накопления и роста научного знания. В самом исходном пункте изучение законов познания связано с необходимостью способствовать «росту наук». Кант стремится указать путь теоретического синтеза данных опыта. Он различает два типа научных суждений: аналитические (когда содержание понятия, выраженного в предикате, целиком входит в содержание понятия, являющегося субъектом) и синтетические (когда содержание понятия, выраженное предикатом, оказывается шире понятия, составляющего содержание субъекта). Суждение первого типа, по Канту, — поясняющее, второго — расширяющее. Только синтетические суждения, по мысли Канта, расширяют наше знание. Научное суждение не является только формой фиксации человеческого опыта. Суждение, поскольку оно научно, обладает характеристиками всеобщности и необходимости, но ни всеобщность, ни необходимость не являются логическими следствиями этого опыта. С одной стороны, связь предиката и субъекта в суждении должна быть «засвидетельствована» в опыте (апостериорные синтетические суждения), но с другой—теоретически мыслится эта связь только благодаря собственным формам рассудочной деятельности — категориям, которые, по Канту, априорны, т. е. доопытны и надопытны (априорные синтетические суждения). В рамках кантовской концепции априоризм категорий указывает на относительную «суверенность» теоретических построений; это позволяет понять, почему научно-теоретические 39
суждения обладают известной независимостью от эмпирического опыта. В результате проведенного анализа проясняются кантовские взгляды на некоторые моменты процесса накопления, роста знания. Во-первых, все более широкая сфера «свидетельств опыта» получает теоретическое выражение и объяснение. Содержание научного знания в этом смысле не имеет границ. Во-вторых, теоретическое суждение, построенное как бы на материале одной совокупности опытов, в силу своей известной «суверенности» и независимости от данного, конкретного материала может использоваться и для объяснения других опытных фактов, из других сфер опыта. В таких случаях происходит как бы имманентное расширение области предметов знания. Указанные моменты процесса накопления и роста научного знания показывают, по Канту, как связаны эмпирический опыт и научное знание между собой: опыт есть как бы «поставщик» содержания научного знания, но формы знания, его характеристики всеобщности и необходимости заданы структурой познающего сознания, в частности системой априорных категорий рассудка. Именно эти категории обеспечивают постоянный переход ко все новым и новым сферам опыта и в силу этого сами являются условием всевозможного опыта. Движение субъекта познания от знания к знанию включает в себя переход от знания к опыту, а от него — к новому знанию. Познающее сознание, по Канту, не только производит знание, но и благодаря особенностям своего устройства постоянно расширяет знание и накапливает его. Будучи агностиком, Кант постулировал принципиальную «ограниченность» человеческого познания, так как все, что субъект знает о предмете, есть лишь результат его опыта, предполагающего деятельное оперирование этим предметом. Но сам по себе предмет, по мнению Канта, есть нечто совершенно независимое от деятельности человека, есть нечто в себе сущее; это— «вещь в себе», говорить о познании которой просто бессмысленно. В познании предметы выступают лишь как «явления». Термин «явление» у Канта фактически обозначает те преобразования, которые претерпевает предмет действительности в связи с человеческой деятельностью, становясь источником и содержанием научных знаний. Несмотря на агностическое положение о существовании непознаваемой «вещи в себе», Кант все же сумел выявить активный, деятельный характер человеческого мышления и научного познания. Так была заложена в классической немецкой философии традиция исследовать имманентные процессы развития научного знания.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Трактовка научного знания в трудах Канта «критического» периода» з дисципліни «Марксистка концепція історії –XIX століття»