Развитие науки и ее организационных форм в условиях социальной революции
Взаимодействие науки и практики особенно усиливается в годы, непосредственно предшествующие Французской буржуазной революции конца XVIII в. и в период самой этой революции. Буржуазия, стремившаяся к господству, была кровно заинтересована в развитии техники и науки, в демократизации образования, в изменении отношения общественного мнения к технике, техническому труду, изобретательству, к науке в целом. О грандиозных изменениях в отношении общественного сознания к технико-изобретательскому труду, к производству свидетельствует выход к 1771 г. 28 томов «Энциклопедии... наук, искусств и ремесел» (17 томов текста и 11 томов чертежей и гравюр). Уже само название показывает, что производство ставится в один ряд с наукой и искусствами; здесь много внимания было уделено изложению основных достижений «механических искусств» — ремесел и промышленности, ранее столь презираемых дворянством. Введение к «Энциклопедии» было написано Д'Аламбером (1751). В нем дается очерк происхождения и развития наук и сделана попытка проследить условия возникновения и развития наук. Основная цель «Энциклопедии», согласно Д'Аламберу, заключается в том, чтобы представить научные и технические знания как систематическое целое. Он улавливает связь между возникновением наук и ростом человеческих потребностей. «В изучении природы люди сначала все, как бы по общему уговору, примерялись к удовлетворению наиболее настоятельных потребностей» 8. Так, первые земледельческие и медицинские знания Д'Аламбер связывает с ростом народонаселения и потреб- 8 Родоначальники позитивизма, вып. 1. СПб., 1910, с. 125. 25
ностями самосохранения человека. Физика, по мнению Д'Алам-бера, проистекает из материальных потребностей человека, на ее возникновение большое влияние оказывают земледелие и медицина. Подчеркивая значение ремесел и технико-изобретательской мысли, Д'Аламбер писал: «Общество, по справедливости почитая великих гениев, просвещающих его, отнюдь не должно унижать руки, служащие ему. Открытие компаса не менее важно для человеческого рода, чем объяснение свойств этой стрелки для физики» 9. В 1781 г. начинает выходить новая «Методическая энциклопедия» (Encyclopedic methodique), которая выпускалась по отраслям знаний (166 томов). В работе над ней приняли участие выдающиеся физики, химики, математики, металлурги, специалисты в различных областях наук, искусств, практических ремесел. Так, известный французский химик Фуркруа еще более резко, чем Венель — автор статьи о химии в первой «Энциклопедии...»— подчеркивает практическую ценность химии, проводит мысль, что различение теоретической и практической химии неверно, ибо «нет истинной химии без объединения обеих» 10, отмечает большую роль металлургии в возникновении и развитии химии. Быстрое развитие капитализма во Франции привело к созданию более или менее крупных промышленных предприятий; во главе некоторых из них стали выдающиеся ученые того времени. Так, в 80-х годах единоличными владельцами промышленных предприятий были Бюффон, Монж, Шапталь, пайщиками акционерных компаний были Лавуазье, Леблан, Перрье. Многие физики и химики создавали лаборатории (Шапталь, Гитон де Морво). Соединение науки и промышленности становится не только принципом философского осмысления научного прогресса, но и принципом организации науки во Франции этого периода. Осознание единства науки и промышленности, влияния научного прогресса на технику, влияния промышленности на развитие научных знаний все более и более проникает в умы философов и естественников этого времени. Так, историк Рейналь прямо связывает прогресс наук с прогрессом промышленности: «Факел индустрии освещает одновременно обширный горизонт. Ни одно техническое искусство не является изолированным». В другом месте он замечает: «Механика содействовала чудодейственному росту здания математических наук. Все ветви генеалогического древа знания развивались вместе с прогрессом искусств и реме- 9 D'Alembert. Discours preliminaire de 1'Encyclopedie. Paris, 1910, p. 48. 10 Цит. по кн.: Старосельская-Никитина О. Очерки по истории науки и техники периода Французской буржуазной революции 1789—1794. М., 1946, с. 78. 26
сел. Рудники, мельницы, суконные фабрики и красильное производство увеличили сферу физики и естественной истории» п. В ходе Французской буржуазной революции наметившаяся связь науки с производством еще более усиливается. Это находит свое выражение в успехах технико-изобретательской мысли, в создании новых отраслей промышленности, в применении достижений науки в мануфактурном производстве. Так, Бертолле, один из крупнейших химиков конца XVIII—начала XIX в., открывает новый метод беления тканей при помощи хлора; Леблан открывает новый способ получения соды и создает содовую промышленность во Франции. Лавуазье организует специальные селитренные производства во Франции, а Карно и Бертолле ищут новые материалы для производства пороха, необходимого для защиты Франции. Гитон де Морво, Монж и другие наряду с проблемами химии и физики изучают способы получения и обработки железа, модифицируют металлургическую промышленность Франции. Взаимодействие науки и практики, техники и научных знаний, приложение достижений науки к производству становятся общим принципом деятельности всех ученых Франции того времени. Выражая идею единства науки и промышленности, Лавуазье писал: «Мы не станем оскорблять представителей французской нации, задавая им вопрос: полезны ли науки и искусства в крупной державе. Сегодня всем известно, что сила и мощь нации есть результат не только плодородия ее почвы, размеров ее площади и населения, богатства и свободы индивидов. Мощь нации слагается, без сомнения, из всех этих элементов, но именно индустрии принадлежит роль приведения всех в действие и создания организованного целого. Индустрия — это жизнь цивилизованного государства. Но эта индустрия, которая все движет, все оживляет, сама заимствует свою силу из некоего первичного импульса, который ей дается науками. Мы говорили здесь не об отдельных предприятиях, мы говорили об индустрии в целом, о национальной промышленности... Разве не очевидно, что нельзя рассчитывать на успех индустрии, если не совершенствовать непрерывно математические, физические, химические науки, которые должны указывать путь фабрикантам и инженерам в их конструкциях, в их мероприятиях» 12. В «Эскизе исторической картины прогресса человеческого разума» (1795) Кондорсе дает исторический очерк успехов научного знания. Эта работа может быть истолкована как квинтэссенция просветительской концепции всемирной истории человечества и истории научного знания. Согласно Кондорсе, наука лежит в основании развития всего человеческого общества. Развитие наук, расширение человеческого познания оказываются у Кондорсе единственной движущей силой исторического прогресса, а успехи
11 Цит. по кн.: Старосельская-Никитина О. Указ. соч., с. 132, 133. 12 Цит. по кн.: Berthelot М. La Revolution chimique. Lavoisier. Paris, 1890, p. 194. 27
просвещения предстают у него решающим фактором общественной жизни. Не отрицая связь науки с материальными потребностями на ранних этапах истории человеческого общества, Кондорсе усматривает в научном прогрессе, понимаемом им как прогресс человеческого разума, фундамент социального прогресса. Рационалистическая вера в могущество науки приводит его, как и многих французских историков того времени, к идее о решающей роли научного прогресса во всемирно-историческом процессе. Сама эта идея могла возникнуть под влиянием тех блестящих результатов науки, которые были тогда достигнуты в Европе и которые находили применение в промышленном производстве. В это время возрастает интерес к проблемам организации науки, что объясняется влиянием Французской буржуазной революции, сломавшей старые формы организации науки и создавшей новые, обеспечившие больший прогресс естественных наук. Так, Ж. Кювье в своей «Истории естественных наук от их происхождения до наших дней» рассматривает различные формы организации науки и дает описание Королевского общества в Лондоне, Флорентийской Академии опытного наблюдения, Парижского общества и др. Работа Кювье была одной из первых попыток изложить всемирную историю науки, рассмотренной под углом зрения дифференциации научных дисциплин, постепенного вычленения новых отраслей знания. Подчеркивая значение истории наук, Кювье писал: «Знание истории наук полезно и потому, что оно удерживает от ненужной траты сил при констатации фактов, уже установленных. Помимо этого, изучение истории естествознания имеет своим результатом и два других преимущества: способствуя порождению новых идей, которые умножают приобретенные познания, и нахождению способа исследования, который наиболее надежно приведет к открытиям» 13. Кювье отмечает практическое значение знаний: знание растительного и животного мира важно для сельского хозяйства, постижение свойств огня — для металлургии, законов движения звезд — для мореплавания и т. д. Но все это относится к знанию, но еще не к науке в собственном смысле слова. «Эти факты, сколь бы важны они ни были, не конституируют науку. Чтобы достичь ее результатов, надо скоординировать все наблюдения, выявить их связи между собой, их следствия, скрытые в них, применить нашу способность к абстракциям и построить теорию. Это достигается спекулятивным умом, люди предаются размышлению, которое и создает науку» 14. По мнению Кювье, истоки науки лежат не в практических нуждах, а в некоторой изначальной психической характеристике личности — способности к абстрагированию. 13 Cuvier G. Histoire des Sciences naturelles, v. 1. Paris, 1841, p. 2. 14 Ibid., p. 5. 28
Уже в это время были Изданы работы по истории техники (в частности, книги Бекмана, Поппе), в которых проводилась мысль о взаимосвязи науки и техники, о прогрессе естественных наук и производства. Маркс, тщательно конспектируя книгу И. Г. М. Поппе об истории техники, отметил его мысль: «В XVIII столетиимногие ученые усердно взялись за обстоятельное изучение ремесел, мануфактур и фабрик. Некоторые из них сделали эту область предметом своего специального исследования. Лишь в новейшее время надлежащим образом осознана связь механики, физики, химии и т. д. с ремеслом... Следовало сказать,—добавляет Маркс,—с производством» [47, с. 422].
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Развитие науки и ее организационных форм в условиях социальной революции» з дисципліни «Марксистка концепція історії –XIX століття»