В эпоху Возрождения профессии мастера-художника, архитектора и инженера не различались. Мастер-художник мог получить поручение своего города или государя или вызваться сам отлить статую, построить собор, осушить болото или соорудить крепостные стены города. Мастер-ремесленник всегда должен был знать свойства материалов и способы обращения с ними. Мастер-художник эпохи Возрождения должен был знать не только всё это, но и еще многое другое: он должен был применять в своей работе геометрию и механику при сознательном подражании античности. Именно в этой области Леонардо да Винчи, каким бы первоклассным мастером-художником и естествоиспытателем он ни был, показал самые выдающиеся способности. Так, например, предлагая свои услуги миланскому герцогу, он перечисляет целый ряд военных механизмов, которые он умеет делать, и добавляет в конце: «Живописец я не хуже других»1-3. Его записные книжки показывают,"как ревностно изучал он работу металлистов и инженеров и как сам он стал первым выдающимся мастером в области механики и гидравлики. Его самой смелой попыткой, хотя и обреченной на провал, была попытка создать механический летательный аппарат—шедевр исследовательской мысли инженера, сочетавшей наблюдение за полетом птиц с постройкой моделей, расчетом и настоящими испыта-ниями4-66:4'113. Изучение бесчисленного множества механических аппаратов, предложенных и обрисованных Леонардо, начиная от прокатных станов до подвижных землеройных машин, раскрывает другой аспект трагедии его гения'1*9. Он мог изобретать машины чуть ли не для любой цели и рисовать их несравненно хорошо, однако почти пи одна из инх и ни одна из наиболее важных не смогла бы работать, даже если бы он сумел найти достаточно денег, чтобы их сделать. Без количественного знания статики и динамики, без использования первичного двигателя вроде паровой машины инженер эпохи Возрождения фактически не мог даже выйти за пределы, установленные традиционной практикой. Заслуга его заключается не столько в том, что он сделал для развития машин, сколько во внушении образованному миру идеи о том, что действия природы могут быть объяснены с помощью механики. 216 Рождение современной науки Жизнь и труды Леонардо да Винчи иллюстрируют как надежды, так и неудачи эпохи Возрождения'1-22. Живописец по образованию, он в юности своими разносторонними дарованиями приобрел покровительство влиятельных лиц в период самого блестящего расцвета итальянского искусства. Однако практика живописи не удовлетворяла его; он хотел в то же время понять определяющую природу того, что рисовал, и света, благодаря которому он видел это. Отсюда его разносторонние занятия оптикой, анатомией, изучением животных, растений и горных пород. В то же время он все больше и больше увлекался изучением значения движения и силы. Именно для того, чтобы осуществить свои идеи на практике, он поступил на службу к наиболее сильному государю своего времени, Лодовико Моро, герцогу Миланскому, однако над мим нависла тень войны, и Леонардо смог достичь здесь очень немногого. После падения Милана в 1499 году он был вынужден скитаться некоторое время с Чсзаре Бор-джа в его походах, затем находился на службе Флоренции и папы, скончавшись в результате изгнанником, будучи пенсионером Франциска I. В течение всего этого времени Леонардо да Винчи стремился глубже проникнуть в определяющий смысл природы и общества, В этом ему помогло то обстоятельство, что он не имел университетского образования и, таким образом, ему не надо было переучиваться; но по той же самой причине у него не было ни систематизированного подхода, ни достаточных математических навыков для завершения развития своих идей или для того, чтобы убедить в их истинности других. Он не оставил после себя никакой школы и был скорее вдохновителем, чем руководителем.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Инженеры. Леонардо да Винчи» з дисципліни «Наука в історії суспільства»