Хотя очевидного упадка науки еще не было, но после XI века стало ясно, что ее лучшие дни миновали. Правда, встречались еще блестящие ученые. Один из величайших ученых—Аверроэсжил в XII веке, а Ибн-Хальдун—даже в XIV веке, но они уже не представляют живого и широкого движения. Закат науки является лишь одним из симптомов общего экономического и политического упадка ислама. Причины этого коренятся в тормозящем воздействии социальных сил, вызвавших упадок классической культуры. То же самое неравенство в распределении богатства не могло в конечном счете не привести к экономическому краху как в странах ислама, так и в уцелевшей восточной части Римской империи. Завладев азиатскими провинциями империи, арабы унаследовали не только богатство, но и нерешенные социальные проблемы. Угнетение крестьян и ремесленников разрушало рынок для развивающейся промышленности. Это разрушение можно было отсрочить использованием значительных ресурсов, накопленных в Византийской империи, и открытием новых областей для торговой деятельности в России, Средней Азии и Африке. В конце концов как Византия, так и империя ислама оказались не в состоянии поддерживать единую государственную организацию, необходимую для управления обширной территорией. К X веку они стали взрываться изнутри и делаться все более зависимыми—сначала в военном, а позже и в экономическом отношении—от усилий правителей более мелких государств, на которые они распались. К началу крестовых походов эти империи раздробились на множество феодальных государств, которые в военном отношении стояли ниже, а в культурном не отличались заметным превосходством по сравнению с Западом. Кроме того, феодальному строю па Востоке, как мы увидим, недоставало экономических ресурсов, а в области культуры—оптимизма, которым отличался новый феодализм Запада. Особенно ему недоставало той широты основы, которая была неразрывно связана на Западе с феодальной деревней и ее живыми традициями древнего племенного коллектива. Крушение цивилизации ислама было ускорено нашествием из степных просторов новых полчищ варваров. Если бы экономика стран ислама процветала, то турки и монголы никогда не смогли бы к XIII веку опустошить эти страны и сделать бесплодной их культуру. Как бы там ни было, оросительное земледелие Месопотамии в значительной степени пришло в упадок в результате как плохого управления внутри страны, так и вторжений монголов, которые не давали возможности поддерживать эту систему в должном состоянии. То, что вторжение варваров само по себе является недостаточным объяснением упадка стран ислама, показывает одновременный упа-
Карта 2. Мир в переходный период к феодализму, 550—1150 годы н. э. (глава 5). Эта карта выясняет соотношение различных центров цивилизации и приблизительные размеры империй к середине VIII века и. э. Влияние византийских и ирландских монастырей возникло раньше, в начале VIII века. Набеги норманнов и венгров относятся к более позднему времени, к концу IX чека. Отмеченные города, d частности в Центральной Азии, представляют собой центры торговли н "науки. Условные обозначения: I— Византийская империя; II — Империя франков: III —Арабский халифат; IT —Китайская империя. /—торговый путь из Китая; 2—китайское влияние; J—индийское влияние: 4— торговые пути арабов; 5 —путешествия ирландских монахов; 6— византийское влияние; 7—набеги норманноа; 8 — вторжение венгров. Л—Афины; Аа—Аахеп; Аг—Ангкор; Aft —Лиона; Ал —Александрия; Ан —Аитнохня; Б —Багдад; Ба — Балх; Би — Бел ярее; Бо —Ьоробудур; Бр—Броч; Бс— Басра; Ох —Бухара; В—Венеция; Г—Газин; Д—Дамаск; Дж — Джундишапур; Дл—Дели; Ир—Иерусалим; К —Константинополь; Ка— Кайруан; Кв —Киеа; Кд—Кордова; Кл —Клокмакнойз; Кн — Кельн; Ко —Кантон; к;т_Киото; Ку~ Калькутта; Кш — Кашка р; Л —Лондон; Ли —Лион; Лф —Линднсфарн; М — Мекка; Мг—Мераге; Мл—Милан; Ми—Медина; Мо—Мосул; Мр—Марсель; Н —Нанкнн; Нг—Новгород; П —Париж; Пл — Палермо; Пк —Пекин; Пт—Патна; р — Рил; 1>в —Равенна; Рт—Решт; Сг—Саи-Галлек: Си—Сиань; Сл—Сеул; См—Самарканд; Тк—Такснла; То—Толедо; У— УдджаЙн; Уп — Упсала; Ф~-Фец; фг —Фергана; X—Хорезм; Хи—Харраи; Хя —Хива; Хч—Хаичжоу. Наука в период перехода к феодализму 169 док Египта и Северной Африки, куда монголы никогда не проникали, а также тот факт, что аналогичные вторжения в Индию и Китай—страны с гораздо более устойчивой экономикой—не оказали влияния на их хозяйство и почти не отразились на культуре. Ислам выжил и продолжает существовать до настоящего времени в качестве религии и культуры, но ему никогда пе обрести того стимула в развитии научной мысли, который был характерен для эпохи расцвета. Стабилизация в государствах монголов и турок, наступившая после падения империи арабов, носила такой характер, при котором наука, по существу, осталась замороженной на уровне XI столетия. Видимой причиной послужило возникновение религиозных раздоров, которые расхолаживающе действовали на науку и философию. Однако при наличии действительной потребности в науке эта причина сама по себе оказывала бы не большее влияние, чем она оказывала на нее в Европе в эпоху Возрождения. Поскольку на Востоке отпали прежние стимулы экономического развития, исчезли также и стимулы в интеллектуальной жизни. Эти побудительные причины могли бы потом снова возобновить свое действие, но к тому времени, когда стало ощущаться нх влияние (например, в Индии при династии Моголов), их роль была сведена на нет развитием в Европе раннего капитализма с его превосходящими достижениями в области торговли и военного дела.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «УПАДОК КУЛЬТУРЫ ИСЛАМА» з дисципліни «Наука в історії суспільства»