К этим факторам, оказавшим влияние на эмансипацию науки, вскоре присоединился еще один—внезапное появление и быстрое распространение новой мировой религии. Языковые, религиозные и государственные барьеры, вплоть до VII столетия ограничивавшие каждую культуру ее собственной областью, были вдруг сметены почти со всей территории античных цивилизаций от Инда до Атлантики. Возникновение ислама хотя и определялось в своих частностях характером Мухаммеда, отнюдь не являлось ни необъяснимым, ни даже совершенно исключительным явлением. Упадок могущества Римской империи не задел ее престижа, который надолго пережил ее; не поколебал он также и авторитета народной христианской религии, постепенно восторжествовавшей в империи и оказавшей значительно большее влияние по сравнению с влиянием собственно церкви и ее вероучения. Тем не менее в отличие от Северной Европы, не знавшей иной культуры и испытывавшей на себе более мягкое правление римлян, народы, жившие на восточных окраинах империи, сопро- Наука в период перехода к феодализму 159 тиалялись принятию христианства, которое в их глазах отождествлялось с чужеземным, враждебным или угнетающим правительством. В то же время ни официально принятое в Персии в качестве государственной религии учение Зороастры, ни туземные боги арабских и африканских племен не могли соперничать с логически стройным и эмоциональным учением христианства. Была подготовлена почва для образования новых синтетических пророческих религий, опирающихся на народ и включающих те элементы христианства, которые могли быть легко восприняты без подчинения христианской церкви или принятия ее доктрины. Первая нз этих попыток, предпринятая в III веке Мани, имела длительный, хотя и ограниченный успех. Мани объявил себя третьим и последним пророком после Зороастры и Христа, проповедуя, что па него возложена миссия вечного спасения предопределенных избранников и утешения в этой жизни служивших им верующих. Около 276 года Мани погиб смертью мученика, а его последователи в Персии подвергались преследованиям; однако их влияние распространилось на Востоке до границ Китая, а на Западе—до Прованса. Некоторые положения их учения, в частности вера в предопределение, проникнув в христианство благодаря блаженному Августину, самому выдающемуся последователю манихейства, были впоследствии восприняты кальвинизмом (стр. 209). Миссия Мухаммеда, зародившись среди сильных и стремящихся к экспансии арабских племен, которым противостояли ослабленные и распадавшиеся Византийская и Персидская империи в период между 622 и 632 годами, имела боль» шие шансы на успех. С нею вряд ли мог справиться одиночка. Мухаммед упразднил прежних племенных богов и на их место поставил единого бога Аллаха. Ислам обращался ко всем людям как к братьям. Он отличался простыми, но строгими обрядами для каждого мусульманина и теологией, сведенной к чистому монотеизму, и это давало уверенность в достижении верующим действительного рая. Все это получало свое выражение в поэтической книге. Коране, который служил не только источником вдохновения, но и кодексом обрядов, морали и законов. Коран властвовал тогда и властвует поныне над чувствами бедняков и богачей. В мусульманской религии нет ни церквей, ни священнослужителей. Нужно было лишь место сбора—мечеть (Musjid-Mosque) для общих молитв и чтецов корана—имамов, которые были одновременно и проповедниками и истолкователями законов. Ислам с самого начала был писаной религией. До сих пор Коран является священной книгой всех мусульман. Халиф был почитаемым наследником пророка, а вначале также и светским правителем. Однако сила этой религиизаключаласьне во власти, а в широко разветвленном сообществе правоверных. Политическая эволюция этого религиозного царства с самого начала воспроизводила эволюцию прежнего богатого и утопающего в роскоши римского или византийского двора, который раздирался интригами п все больше и больше попадал в зависимость от преторианской гвардии, состоявшей из иностранных, обычно турецких, рабов. Это привело в течение двух ближайших столетий к распаду мира ислама на все большее и большее количество феодальных княжеств, которые становились легкой добычей кочевников с огромных равнин и даже плохо организованных, но воинственных крестоносцев. Но, с другой стороны, религия ислама пустила глубокие корни в народе и потому сохранилась, несмотря ни на плохое управление, ни на завоевания. Как и христианство на Севере, ислам обратил в свою веру завоевателей и распространился на значительной части Азии и Африки, где он сохранил в целости культуру хотя и не прогрессивную, но тем не менее устоявшую до нашего времени. Возвышение ислама было внезапным. В течение пяти лет после смерти Мухаммеда в632 году армии его последователей нанесли решающее поражение войскам как византийцев, так и персов. После этого на протяжении многих лет 160 Наука в эпоху веры не было силы, способной противостоять им. К VIII веку они расширили сферу своих завоеваний от Средней Азии до Испании. В их руках находились римские владения в Африке и Азии, за исключением Малой Азии, а также вся персидская держава, простиравшаяся на огромных территориях, захватившая Среднюю Азию вплоть до Индии. С этого времени на большей части огромного пространства установилась общая культура, религия и литературный язык. В течение нескольких веков существовали общее управление и свободная торговля. Даже долгое время после этого религия и паломничество обеспечивали ученым и поэтам право свободного прохода из Марокко в Китай.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «МУХАММЕД (МАГОМЕТ) И ВОЗВЫШЕНИЕ ИСЛАМА» з дисципліни «Наука в історії суспільства»