За арианской ересью последовало много других. Но две из них, а именно несторианская и ересь монофизитов, особо важны, ибо они дали решающий толчок национальному антиэллинскому движению в Египте и Сирии, содействовали распространению науки по всей Азии и подготовили почву для торжества ислама. Поскольку христианство стало официальной религией империи, скрытые национальные или местные движения за независимость были вынуждены сплотиться вокруг ересей. Что представляли эти ереси сами по себе, не столь важно. В 428 году н.э. монах Нестор ий, родом из Сирии, выдвинул положение, что св. Марию не следует называть Богородицей, поскольку она была матерью лишь человеческой, а не божественной природы Иисуса. Несторий был предан анафеме Эфесским ссбором (431), и тысячи разделявших его взгляды сирийцев—священники, монахи и миряне—подверглись гонениям. Сирийцы-еретики, поддерживая Нестория, тем самым оказывали открытое неповиновение ненавистному византийскому правительству и утверждали свое пробуждавшееся национальное самосознание в борьбе против греческих чиновников и высшего класса. Будучи не в силах сопротивляться жестоким преследованиям в самой империи, многие несториане переселились в Персию, где в то время процветали науки и искусства, пользовавшиеся покровительством Сасанидской династии. Несмотря на то, что в Персии государственной религией являлось учение Зороастра, они были благосклонно приняты благодаря их познаниям в медицине и астрономии и приближены к царскому двору в Джундишапуре, где они основали знаменитую обсерваторию. Монахи-несто-риане расселились по всей Персии, вплоть до границ Китая, обращая в свою веру жителей и основывая церкви. Шестнадцать лет спустя Евтихий Александрийский (378—454), стараясь не впасть в несторианство, зашел так далеко, что стал отстаивать тождество человеческой и божественной природы Христа. В результате имперского давления эта едпнопрнродная—монофизитская—ересь была осуждена Халкидон-ским собором (451). Тем не менее решения собора не были приняты египетским духовенством, а также многими приверженцами этой ереси в Сирии и Малой Азии. Христиане в Египте и Абиссинии остаются монофнзитами до настоящего времени. В результате гонений монофизиты бежали в Персию, где у них возникли споры с несторианами. Они тоже отряхнули прах эллинизма со своих ног и создали для богословия науку на сирийском языке. Это повлекло за собой перевод на сирийский язык большинства сочинений греческих философов и знаменовало начало первого независимого национального ответвления греческой науки3-27. Эти события совпали с расцветом сирийской экономики, и сирийские купцы, счастливые соперники греков, вели торговлю по всему бассейну Средиземноморья до Британии, а также на больших пространствах Азии.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Наука в Сирии и Египте» з дисципліни «Наука в історії суспільства»