То обстоятельство, что церковь пережила империю, далеко не случайно: ее политическая и экономическая основа была гораздо более прочной. Зародившись фактически как революционное движение, правда, ставившее потусторонние цели, но, тем не менее, открыто враждебное светской власти, она очень скоро в целях самозащиты создала замкнутую организацию, отчасти экономического характера. На первых порах эта организация при посредстве своих старейшин—presbuteroi, священников и их помощников—diaconol, дьяконов поддерживала личный контакт с каждым христианниом и могла рассчитывать на его поддержку, о чем официальная власть не могла и мечтать. Позднее,во 11 веке,когда количество местных церквей значительно возросло, появилась необходимость в более сложной организации с верховным управлением, чтобы споры по вопросам догматов и личные распри не раскололи ее на бесчисленное множество обособленных групп. Так была создана параллельная государству организация, часто использующая те же, что и государство, термины, такие, как ecclesia—eclise—церковь, basilica—королевский дворец и deocese—епархия. Надзиратели—episcopoi (епископы)—были посвящены в духовный сан, и позднее те из них, кто имел наибольший вес и влияние, стали великими патриархами—иерусалимским. Римским, Константинопольским, Александрийским и Антиохийскнм. Прошли столетия, прежде чем римский епископ стал претендовать на верховенство в качестве святого отца, папы, наместника бога на земле, первосвященника и главного строителя моста, некогда только через Тибр, а теперь между небом и землей3-13. К Ш веку христианская церковь, хотя еще и объединявшая лишь меньшинство населения, стала могущественнейшей, широкоразветвленной и влиятельной политической организацией в империи. Жесточайшим преследованиям не удалось сломить ее. К IV веку стало ясно, что единственное средство спасти империю—это официально признать христианство и обратить его в государственную религию; и Константин сделал этот решающий шаг в 312 году н. э,г задолго до того, как он сам принял христианство.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Организация церкви» з дисципліни «Наука в історії суспільства»