Эти черты особенно явственно проступают в раннем христианстве. Знание его истории имеет исключительное значение для понимания развития науки, ибо именно в рамках христианства, за исключением короткого периода мусульманского господства, созрела современная наука. Христианство было порождено страданиями простого народа Римской империи, жаждавшего лучшей жизни. Не случайно оно впервые возникло у евреев—если и не самого угнетенного, то, во всяком случае, самого мятежного среди покоренных народов. Сам Иисус, как ожидаемый мессия, был принят за революционера и погиб смертью революционера. Первые христианские общины возникли у ессеев или создавались по образцу ессейских3-36. Они образовали замкнутые, экономически независимые коммунистические группы евреев, отвергших как компромисс с богатством и чужеземными обычаями, в который были вовлечены первоначально революционные маккавеи (стр. 94), так и сектантскую узость фарисеев, обращавших внимание главным образом на обряды. Такая связь с еврейской демократической традицией и особенно отрицание любого компромисса с сильными мира сего обеспечили раннему христианству поддержку народа, лишь усиливавшуюся официальными преследованиями. Христианство усиленно вербовало себе сторонников в народных массах в первые два столетия н. э., как раз в то время, когда империя, как казалось богатым и образованным гражданам, была на вершине славы и могущества. В это время правление римлян ложилось тяжелым бременем на низшие слои населения и рабов. Последним не на что было надеяться в этом мире и незачем страшиться его гибели от небесного огня. Христианство смогло получить гораздо более широкое распространение, чем иудаизм, потому что оно избавилось от его сектантской узости, сохранив в то же время его народность. Это было нечто значительно более величественное, чем похожая на нее другая мистическая религия—митраизм, который в то тревожное время переживал пору своего расцвета. Христианство создало всеобъемлющую организацию, которая, будучи внешне смиренной, была преисполнена твердой решимости не иметь никакого дела с греховной классической культурой угнетателей. Оно неизбежно превратилось в политическое движение, выражавшее на первых порах надежды и чаяния бесправных городских низов и национальное сопротивление восточных народов господствующему эллинизму высших классов. Однако христианство недолго оставалось религией низших классов. Мало-помалу, по мере того как это учение воспринимало все больше и больше обра- * Автор имеет в виду непереводимую на русский язык игру слов: английское слово «catholic» (греческого происхождения) означает христианскую религию (как правило, католическую, з иногда и кафолическую, то есть православную) и имеет также значение общераспространенности, всеобщности.— Прим. ред- Наука в период перехода к феодализму 153 зованных прозелитов, в него проникли многие идеи классического мира. Некоторые были усвоены легче других, в частности учение Платона, а особенно его полухристианское ответвление—неоплатонизм, который оказался столь полезным при подчеркивании «потусторонности» религии. Два аспекта— народная революционная апокалиптическая сторона религии с ее идеями грядущего страшного суда и царства божия на земле и потусторонние спиритуалистические взгляды, гораздо более благосклонно встреченные господствующими классами,—сохраняются на протяжении всей истории христианства вплоть до наших дней2-423. Было бы» однако, неправильно теперь» хотя и простительно во времена Гиббона, порицать христианство за экономический или культурный упадок классической цивилизации. Причины этого упадка, как показано выше, были внутреннего порядка. Однако церковь, призванная в эпоху средневековья играть господствующую роль, в значительной степени определила характер культуры, которую она установила вместо античной. Церковь была единственным централизованным институтом позднеклассического мира, который пережил смутное время, наступившее после крушения Западно-Римской империи. Но задолго до того, как этот процесс был закончен, она вышла за старые границы империи, обратила в свою веру жителей многих стран Европы, от Ирландии до Кавказа, и широко распространилась в Азии. Культура и даже литература в небывалой со времен древнего Египта степени замыкалась в кругу духовенства. Церковь наряду с отправлением культа выполняла административные функции, ведала воспитанием юношества, а в период раннего средневековья монополизировала также юриспруденцию и медицину.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Раннее христианство» з дисципліни «Наука в історії суспільства»