РАЗВИТИЕ ЦИВИЛИЗАЦИИ ПОСЛЕ ПАДЕНИЯ РИМСКОЙ ИМПЕРИИ
Наше традиционное образование настолько сосредоточено на истории Римской империи, в особенности ее западной части, что мы склонны думать, будто с III по IX век имел место общий упадок цивилизации. В действительности же произошло лишь то, что в большинстве наиболее искусственно и в последнюю очередь цивилизованных частей античного мира—в Британии, Франции, Рейнской области, Испании и Италии—система правления класса богатых рабовладельцев, римлян и провинциалов пала и была постепенно заменена опирающимся на значительно более широкую основу, хотя и раздробленным феодальным строем. Нашествие варваров, сопровождавшее это изменение, явилось результатом, а не причиной возникновения данного строя. Тем временем на остальной части Римской империи такие большие города, как Александрия, Антиохия и Константинополь, сохранились нетронутыми, с установившимся управлением, хотя и в значительно суженных пределах. Далеко за пределами Римской империи, на всей территории, которая со времен походов Александра попала в сфгру влияния эллинизма, включая Персию, Индию и Среднюю Азию, цивилизация продолжала процветать и развиваться, но без жестких ограничений в области экономики, техники и науки, налагаемых позднеклассической культурой. Великие периоды империи Сассанидов в Персии (226—637), Гуптов (320—480) и Чалукьев (550—750) в Индии и менее известного Хорезмского царства в Средней Азии (400—600) приходятся именно на промежуток между V и IX веками, который мы называем «мрачными веками» (The Dark Ages), как будто из-за того, что нам сейчас мало известно о происходивших тогда лишь в частично цивилизованной Западной Европе событиях, густой мрак окутывал всю землю. А между тем Китай при династиях Вэй (386—549) и Тан (618—906) переживал период непревзойденного в то время экономического и культурного подъема3*4. По своей экономической и политической структуре все эти восточные государства не так далеко ушли от того типа цивилизаций начала бронзового века, который давно существовал на их территории, как это случилось с культурами эллинизированных и романизированных стран. Эти государства никогда не переживали сильной экономической и политической борьбы, вызываемой товаро-денежной экономикой и рабством, которая сначала создала, а затем разрушила классическую цивилизацию. В других отношениях их культуры значительно отличались друг от друга. В Персии все еще господствовала старая родовая знать, а простая религия Зороастра была возрождена как действующая сила династией реформаторов. В Индии к VI веку уже создалась сложная религиозная и кастовая система, развитие котороп буддизм не смог задержать, в то время как Китай, где господствующее положение занимало высокообразованное поместное дворянство, шел по пути, начертанному Конфуцием, хотя культура этого государства все еще сохраняла многие черты примитивного родового общества2*233, что выражалось в культе поклонения предкам. Хотя каждая культура развивалась на свой лад, в важнейших государствах в этот период отчасти благодаря развитию торговли было больше взаим- 150 Наука в эпоху веры ных связей, чем раньше. В результате образования широкого рынка, хотя и ограничивавшегося лишь предметами роскоши, усовершенствовались технические приемы, особенно в области ткачества, гончарного дела и обработки металла. Ткацкий станок для узорчатых тканей, ирригационные сооружения и, вероятно, многие важнейшие изобретения в области механики и мореплавания, которые знаменовали для Европы переход к средним векам, появились на Востоке именно в это время. Конечно, искусство процветало, о чем свидетельствуют экспонаты, бережно хранимые в наших музеях. Хотя эллинское искусство охотно воспринималось повсюду—вплоть до Индии и дальше,—его холодные идеальные формы были быстро преобразованы, получив новую чувственную жизнь. Нам немного известно о состоянии науки за пределами Индии и Китая, но из того, как быстро затем расцвели под покровительством (хотя и необязательно под воздействием) ислама Персия и Средняя Азия, мы можем заключить о том, насколько она была там развита. Влияние Греции особенно сказалось на математике, астрономии и медицине, но в новой среде наука смогла развиваться так, как она не могла больше развиваться в своей собственной стране. Все эти явления позднее сказались на общем прогрессе культуры, но сами по себе они не столь важны, как коренные изменения в экономике, которые им сопутствовали. Упадок и крушение Римской империи знаменует определенную эпоху в истории всего человечества. В свои лучшие времена это было обширнейшее государство мира. Его военная и гражданская организация, а также торговля достигли таких размеров, которые были недостижимыми для человеческого общества в течение многих последующих веков. Ни одно государство, возникшее на его месте, не смогло сохранить подобную организацию в течение столь длительного времени и на столь обширной территории. Вне пределов Римской империи была лишь одна сравнимая с ней держава—Китай, но характер организации этого государства был весьма отличен от классического. Развалившаяся по изложенным уже причинам римская плутократическая рабовладельческая экономика почти повсюду оставила семена новой децентрализованной экономической и политической системы. Наряду с известным сходством имеется и большое различие между непосредственными последствиями краха Римской империи и древней цивилизации бронзового века, существовавшей два тысячелетия тому назад (стр. 86). В обоих случаях возрождающаяся жизнь начиналась с более низкого технического уровня, но во втором случае относительный экономический упадок был даже более глубоким, по крайней мере в Европе. С другой стороны, как мы увидим, здесь было сохранено гораздо больше знаний и достижений культуры. Как и в первом случае, в средние века погибло все, связанное с массовыми работами, а также коммуникации, торговля с отдаленными странами, оросительные системы. Пришедшая на смену Римской империи новая экономическая формация, однако, резко отличалась от городов-государств с их хорошо развитой демократией и оживленной торговлей, чем характеризовалось^начало железного века.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «РАЗВИТИЕ ЦИВИЛИЗАЦИИ ПОСЛЕ ПАДЕНИЯ РИМСКОЙ ИМПЕРИИ» з дисципліни «Наука в історії суспільства»