Большим положительным вкладом римлян в развитие культуры, который можно обнаружить в любой книге по истории, является создание системы права. В тот период римское право являлось не чем иным, как научной попыткой гарантировать правильные взаимоотношения между людьми; оно было откровенно призвано охранять собственность тех, кому посчастливилось ее приобрести. Как впервые обнаружил Вико, в нем содержатся следы трех последовательно отложившихся наслоений истории культуры. Во-первых, в нем содержится старый родовой обычай, унаследованный из матриархальной стадии развития общества, превратившийся в наиболее суровый обычай в патриархальную стадию под влиянием монополизации движимой собственности в виде крупного рогатого скота (pecunia). Это и есть знаменитая римская семейная система права, согласно которой глава семьи деспотически управлял своей женой, детьми и famili, то есть рабами. Затем появляются следы городского и коммерческого права—результат длительных экономических и политических боев Римской республики—с его упором на денежные отношения и уплату долга. Последнее является следствием имперского управления наряду с признанием прерогатив правителя. В своей окончательно сложившейся форме, на самом последнем этапе существования империи, при правлении Юстиниана в VI веке, в римской системе права обнаруживается влияние строгой философии стоиков, которая, подобно конфуцианству в Китае, стала второй натурой римских чиновников. Многое в истории общества можно изучить на основании римского права, по его вклад в науку ограничивается лишь концепцией о всеобщем естественном праве. По существу, не применимое к совершенно отличной экономике феодаль- Желаний век. Классическая культура 135 нота периода, оно было вновь возрождено в духе величия империи в эпоху Возрождения в качестве основного свода законов капитализма (стр. 542).
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Управление и право» з дисципліни «Наука в історії суспільства»