Приостановка развития основных философских идей, тем не менее, не означала конца практической науки; она действительно должна была подтвердить наличие огромных стимулов для развития практической науки. Несомненно, что между временем Аристотеля и временем Бэкона и Декарта ие было предпринято ни одного крупного всестороннего наступления на проблемы природы и общества, ибо ни средневековые схоласты, ии арабы даже и ие претендовали на это. Тем не менее большинство конкретных достижений греческой математики, астрономии, механики и физиологии появилось в следующую за Аристотелем эпоху, эпоху александрийской, или эллинистической, науки. Причина не могла быть внутренней, поскольку греки, жившие в более поздний период, были, по меньшей мере, так же умны, как и греки, жившие в более ранний период. Причину надо искать в социальной области, в условиях, которые препятствовали творчеству в общих вопросах, но способствовали разработке проблем в отдельных областях и развитию практического применения науки. Великие политические и экономические изменения, происшедшие в эпоху падения Афин, заключались в насильственном объединении независимых, соперничавших городов-государств с новыми большими континентальными империями, которые, тем не менее, черпали свою культуру в основном из тех же источников. Насколько эти изменения назрели, показывает быстрота успехов Филиппа Македонского и Александра. Города были настолько ослаблены внутренней классовой борьбой и разрознены взаимной завистью, что ие могли оказать эффективного сопротивления. Хорошо обученные и оснащенные наемные армии нового типа могли двигаться куда им хотелось. Войска древних персидских империй, состоящие большей частью из необученных крестьян во главе с наследственной знатью, даже при большом количестве не могли противостоять им. Во всех других областях греческий тип цивилизации, который македонцы просто переняли, показывал свое превосходство над другими, более древними цивилизациями, которые они разрушили. В технике, в организационной спо- Железный век. Классическая культура 123 собности, в знании, в искусстве греческий способ изготовления предметов показывал себя с хорошей стороны повсюду, где он появлялся. Греческие купцы и управляющие следовали за армиями и основывали города греческого типа, хотя часто греки составляли в них лишь меньшинство населения, такие, как первая и наиболее известная Александрия в Египте и наиболее удаленная Александрия Крайняя в Афганистане. Распространение греческого влияния не остановилось здесь; оно расходилось вширь, дальше за пределы империи Александра. На Дальнем Востоке его влияние уменьшалось благодаря удаленности, но первая индийская империя—империя буддиста Ашоки была непосредственным результатом похода Александра, а кое-что из греческого искусства, философии и науки распространилось вместе с буддизмом даже в Китае. Приблизительно в это же время там имело место аналогичное, но совершенно независимое движение. В 221 году до н. э. правитель полуварварского китайского государства с помощью армий создал насильственным путем первую китайскую империю типа империй железного века и назвал себя по имени легендарного первого императора Хван Ти. Хотя его династии не суждено было сохраниться, единство империи никогда окончательно не утрачивалось в течение длительного периода времени. За весь классический период высокоцивилизоваиная Ханьская империя граничила с империями Персии и Индии. Влияние эллинизма на Западе было сильнее, ибо там существовала менее самостоятельная культура, которую должна была сменить эллинистическая культура. Латинские племена были быстро эллинизированы частично под влиянием городской культуры этрусков, которые сами были выходцами из Азии, и частично под влиянием греческих колонистов из прибрежных городов. Один город—Рим—после изгнания своих этрусских королей стал более сильным, чем все остальные, и после бурной внутренней политической истории появился в виде плутократической республики, которой позднее в качестве Римской империи было суждено господствовать над всей этой областью.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Эллинистическая наука» з дисципліни «Наука в історії суспільства»