Как будет показано в следующем разделе (4.7), то, что вытекало из исследовательского метода Аристотеля, очень скоро должно было подорвать или опровергнуть большинство его умозаключений, включая основной вывод о конечных причинах. В действительности его взгляды на многие проблемы устарели еще до того, как он их выдвинул. Однако он оказывал огромное влияние на арабскую и средневековую мысль, несмотря на такие ограничения или, возможно, благодаря им. Последние достижения греческой науки были либо полностью утрачены, либо, подобно трудам Архимеда, не признавались до эпохи Возрождения. Их никто не мог понять, кроме очень хорошо подготовленных и искушенных читателей, которых нелегко было найти в эпоху раннего средневековья. Однако труды Аристотеля при всей их громоздкости не требовали (нлн казалось, что не требовали) для их понимания ничего, кроме здравого смысла. Аристотель, подобно Гитлеру, никогда ие говорил кому-либо что-то такое, во что те не поверили бы. Не было необходимости в опытах 122 Наука в древнем мире или приборах для проверки его наблюдений, не нужны были трудные математические вычисления для извлечения результатов из них или мистическая интуиция для понимания какого бы то ни было внутреннего смысла. Платон действительно больше обращался к воображению и обладал большей моральной страстностью; а Аристотель объяснял, что мир такой, каким все его знают, именно такой, каким они его знают. Подобно Журдэну из «Мещанина во дворянстве» Мольера, все они были философами, не осознавая этого. До тех пор, пока мир оставался тем же, Аристотель был приемлем, но, как мы увидим, мир не оставался тем же. Три великих философа Афин времен упадка этого города знаменуют определенную задержку движения идей, начатого ионийскими философами. Поскольку общественный строй ие мог дальше развиваться, отвергалась и идея о том, что природа сама по себе изменяется и развивается. Философия перестала быть прогрессивной и как часть той же самой реакции перестала быть материалистической. Ее место занял идеализм в мистической форме учений Сократа и Платона или в виде ортодоксальной схемы Аристотеля. Философия учила воспринимать жизнь такой, как она есть, и ничего не предлагала тем, кто находил ее невыносимой, кроме учения о том, что их страдания неизбежны и являются частью великого устройства природы. Подобная философия шла по пути превращения в религию, но религию в интересах лишь высших классов.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Влияние Аристотеля» з дисципліни «Наука в історії суспільства»