Таким образом, венцом труда Аристотеля было распространение его положений на человека как общественного животного, zoon politikon, и вне его— на бога. Согласно учению Фнлолая, человек содержит в себе три души, или духа: растительная душа, животная душа и разумная душа, или nous. Последняя принадлежит только человеку. Цель каждой души, которая является ее движущей силой, заключается в стремлении к своему собственному совершенству: растительной души—к росту, животной—к движению и разумной— к размышлению. Совершенство разумной души состоит в стремлении к чему-то еще более совершенному, которое могло быть только богом, неподвижным движителем всей вселенной и в то же время центром и границей аристотелевской метафизики. Желание и любовь могут лишь устремляться вверх: «Мы должны испытывать любовь к высшему, когда мы видим его», как раб—к господину, жена—к мужу и человек—к богу. Он не призывает любить низшее. Именно благодаря этому теоцентрнческому заключению Аристотель так полюбился клерикальным схоластам средних веков, и оно помогало им не замечать противоречия между его философией и библейской историей сотворения мира. Взятая в целом философская система Аристотеля является в высшей степени всеобъемлющей рационализацией опыта и отношений довольно состоятельных граждан. Только ум, сочетавший в себе чрезвычайное трудолюбие с непоколебимым чувством дома, мог выработать такую систему. Ее гениальность заключается не в отдельно взятых частях. За исключением небольшого количества личных биологических исследований, ни одна из них не была оригинальной; но то, что было позаимствовано у других, было взято у самых лучших людей. Специфическая гениальность этой системы заключается в ее всеобъемлющем характере, в ее упорядоченности и целостности, которую обрела вся система Аристотеля благодаря его логике. Для того чтобы достичь такого всеобъемлющего характера, Аристотель сделал другое многообещающее нововведение. Вместо того чтобы проделать всю работу самому или просто обсудить ее со своими коллегами, что практиковалось в Академии, он организовывал исследования. В Ликее, который, по всей вероятности, субсидировался Александром, молодые люди Аристотеля собирали сведения почти обо всем—от социальных и естественно-научных форм литературы до устройства городов, от растений и животных до камней. Все, что осталось в результате этого в наше время,—это наиболее ценное и систематическое знание греческой жизни и мышления. Еще более ценной является практика таких исследований. В какой степени Академия является прообразом университета, в такой Ликей является прообразом исследовательского института.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Человек и бог» з дисципліни «Наука в історії суспільства»