Борьба против конечных причин в науке была длительной, и победа до сих пор еще ни в коей мере не является полной. Согласно Аристотелю, естественное движение конечно; всякое другое движение требует движущей силы, как, например, когда лошадь везет колесницу, рабы гребут на галере или когда неподвижная двищущая сила поворачивает внутреннюю сферу небес. Однако что сказать о возникшем движении в результате применения силы, таком, как движение стрелы, выпущенной из лука? Это в течение длительного времени было трудным вопросом для греческой физики, и уже Зенон с триум-фэм логически доказал, что стрела может вовсе не двигаться, Аристотель нашел решение—доижущей силой был воздух: «Воздух расходится перед ней и сходится за ней». Эта ошибка привела к другой, которая должна была доказать, сколь серьезным камнем преткновения она была для более поздней физики. Если воздух необходим для насильственного движения и это движение существует в земном мире, земной мир должен был повсюду иметь воздух, и пустота невозможна. Силлогизм полный, но так как меньшая посылка ошибочна, вся аргументация рушится. Аристотель пользуется другим аргументом против существования пустоты, который, кажется, находится в некотором противоречии с первым2*7-09. Аристотель приводит довод: так как воздух оказывает сопротивление движению, то если воздух выкачан, тело либо будет находиться в неподвижном состоянии в силу того, что ему некуда двигаться, либо, если оно движется, оно будет продолжать двигаться всегда с одинаковой скоростью. Так как это абсурд, то никакая пустота не может существовать. Интересно заметить, что здесь он почти слово в слово формулирует первый закон движения Ньютона и использует априорный отказ этого закона доказать невозможность чего-либо в пределах нескольких миль от его головы. Но в любом случае пустота не должна существовать, допущение ее приведет прямо к атомизму и атеизму. Доктрина «природа не терпит пустоты» своими практическими истоками уходит в опыты по всасыванию жидкостей, которые привели к созданию всасывающего насоса. В конечном счете если существовал предел для всасывающей помпы, то это должно было привести Торричелли к получению пустоты (стр. 258).
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Движение и пустота» з дисципліни «Наука в історії суспільства»