Люди, задававшие подобные вопросы и отвечавшие на них, только позднее были названы Сократом философами, то есть любителями мудрости. В то время их называли софистами, то есть мудрыми людьми. В настоящее время мы мало знаем о них или об их убеждениях; большинство сведений сохранялось благо* даря устным преданиям, и, наконец, несколько отрывков было сохранено в ссылках в работах Платона и Аристотеля, которые использовали их главным образом для опровержения или высмеивания своих предшественников. Тот факт, что об этих людях знали и помнили и что предание об их жизни сохранилось, показывает, насколько значительными они должны были быть в свое время. Когда после войн начала железного века выкристаллизовывалась новая цивилизация, эти философы явились как представители нового общественного типа. Тем не менее они были, по существу, мудрыми людьми, мудрецами, которые подхватили и распространили старые знания древнего Востока, приспособив и усовершенствовав их в соответствии с новым временем. Они также были пророками и руководителями религиозных тайных обрядов, часто основывали полумонашеские общины, которые одновременно являлись школами. Преуспевшим, а мы знаем только о таких, обычно удавалось обеспечить себе положение политического или ученого советника какого-либо тирана или демократического правителя; с ними советовались, а возможно, они и сами давали непрошенные советы по любым вопросам. Если они ссорились со своим покровителем, то их место обычно захватывали соперники. Если за каким-либо правительством стоял знаменитый философ, то это увеличивало престиж и устойчивость последнего. Периклу, например, было выгодно присутствие Анаксагора, но тогда этот философ зашел слишком далеко в своем пренебрежении к общепринятым убеждениям и был изгнан. Независимо от того, покровительствовали ли этим философам аристократы или демократы, почти все они были зажиточными людьми. Мы слышали лишь о немногих, кому приходилось зарабатывать себе на жизнь; Протагор и другие софисты V века получали плату за обучение. Платон, достаточно богатый, чтобы не нуждаться в этом, насмехался над этим делом. Он понимал, что они утрачивали свое независимое положение философов. Не только в Греции находились такие философы. Во многих частях мира преобразования железного века давали большое преимущество людям с подобными идеями и миссиями. В Палестине это были пророки и более поздние 102 Наука в древнем мире авторы книг мудрости, таких, как Екклезиаст или Книга Иова. Иеремия вполне мог встретиться с Фалесом в Навкратисе в Египте. В Индии имелись риши и будды, из коих наиболее известен Гаутама Будда. В Китае Лао-цзы и Конфуций жили примерно в это же время. Все они формулировали общие взгляды на мир природы и человека. Большинство из них давало советы государям и пыталось преобразовать государства, но в основном безуспешно. Большинство этих философов в свое время были не ортодоксальными мыслителями даже тогда, когда они провозглашали» как Конфуций, что стараются овладеть мудростью древних. Лишь позднее они должны были стать основателями новых ортодоксии. Эти философы были обязаны своими успехами тому факту, что они восполнили пропасть, образовавшуюся в идеях в результате экономического преобразования цивилизации бронзового века в цивилизацию века железного. Они обеспечили то, что Маркс называл идеологической надстройкой для новой системы производственных отношений. При этой новой системе руководство обществом, находившееся в руках купцов, тиранов и военных государей, было, очевидно, более оторвано от материально-технической стороны производства, чем это было в бронзовый век. Да и философы в противоположность великим руководителям работ времен строительства каналов, пирамид и храмов не имели никакого отношения к действительному материальному движению экономики. В результате воздвигнутая ими надстройка была в общем идеалистической и не способствовала росту опытных наук. Однако ранние ионинские философы не совсем соответствуют такому изображению. В кх время рабовладельческое государство и правление богачей еще далеко не полностью установились. Соответственно ионийцы отличались от большинства восточных мудрецов тем, что они были в то же время материалистами, рационалистами и атеистами. В отличие от своих последователей эти философы меньше занимались моралью и политикой и больше—природой.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Философы и мудрецы» з дисципліни «Наука в історії суспільства»