Неповторимо своеобразный характер мышления и деятельности греков заключается именно в том аспекте их жизни, который назван нами научным способом мышления. Под этим я подразумеваю не просто знание или практику науки, а способность отделять фактическое и поддающееся проверке от эмоциональных и традиционных утверждений. В этом характерном способе мышления можно различать две стороны: рациональную и реалистическую, то есть способность к доказательству с помощью аргументов и обращение к общепринятому опыту. То, что греки смогли достичь этого, пусть частично, произошло благодаря тем историческим обстоятельствам, при которых формировалась их культура. Греки не создали цивилизации и даже не унаследовали ее—они ее открыли. Колоссальным преимуществом, которое они при этом получили, было то, что для них цивилизация явилась чем-то новым и волнующим, причем она не могла быть взята как некий дар. Исходная культура греков, живших на материке, была обычной для Европы культурой сельского типа. Она не могла противостоять гораздо более развитым культурам стран, в которые пришли греки,— исключительно богатой н загадочной вторичной культуре Крита и Анатолии, из которой произошло столь многое в классической культуре. Слова, оканчивающиеся на «иссос («issos») и «интос» («inthos»), повидимому, критского происхождения; некоторые из них дошли до нас, как, например, имена Нарцисс (Narcissus) и Гиацинт (Hyacinth), Влияние на греков исходных центров цивилизации—Месопотамии и Египта—могло возникнуть лишь в более позднее время. Однако, утрачивая свою исходную культуру, греки не переняли и не могли перенять целиком культуры других стран. Их дело заключалось в том, что они отобрали из культур других стран все имевшее, по их мнению, значение. На практике отбиралось любое полезное техническое достижение, а в области идей давалось главным образом объяснение деятельности вселенной, отбрасывая непомерно сложные построения теологии и основанные на них предрассудки, которые возникли в период упадка, предшествовавший и продолжавшийся при нашествиях во время железного века. Гомер, первый и величайший из греческих поэтов, навеки запечатлел картину мира, в который пришли греки. В «Илиаде» н «Одиссее» мы обнаруживаем колоссальный контраст между простой сельской жизнью вновь пришедших эллинских родов и сложными, богатыми и древними цивилизациями, которые они открыли только для того, чтобы уничтожить их. Поэмы Гомера остались для греков библией, которая служила общей основой поверий о богах я людях, об искусстве ведения войны и поддержания мира. В них содержалось столько науки, сколько вообще было необходимо знать среднему человеку.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Рождение абстрактной науки» з дисципліни «Наука в історії суспільства»