Другой особенностью тревожных времен железного века, которая должна была иметь неисчислимые последствия для человеческого мышления и в особенности для науки, было использование морских путей, с помощью которых культура распространялась гораздо скорее, чем она, вероятно, могла распространяться старыми сухопутными путями. К тому же, что не менее важно, морской транспорт был во много раз дешевле сухопутного. При более благоприятных условиях для строительства судов, создавшихся в результате возникновения железных орудий, появились лучшие и большие суда, возросло их количество. В районе Средиземноморья в бронзовом веке инициатива в строительстве судов принадлежит жителям о. Крит. Разгром их морской империи, вначале жившими на континенте полугреками-микенцами, а позднее более дикими ахейцами с Балкан и родственными племенами в Малой Азии, был выдающимся событием великого периода пиратства и ограбления городов. Бессмертная история Трои повествует об одной из таких экспедиций. Пиратство, естественно, затрудняло торговлю, но оно также превращало ее в доходное дело, и бывшие пираты, привлеченные этим или испугавшись более сильной местной обороны, постепенно обратились к торговле, исследованию и насаждению колоний. В железном веке торговля перестала быть занятием, имеющим дело примерно лишь с дюжиной больших городов, вроде Фив или Вавилона, а стала вестись между сотнями новых городов, основанных народами раннего периода железного века, такими, как финикияне и греки, повсюду вдоль побережья Средиземного и Черного морей. Только в местах, расположенных у моря можно было извлекать полную выгоду из культуры железного века. В странах значительно удаленных от моря, железный век, конечно, принес большие воз можности для земледелия и военного дела по сравнению с бронзовым, нотам, где не было средств перевозки больших количеств продуктов на большие расстояния, нельзя было развиваться экономически даже в такой же степени, как цивилизация бронзового века с ее речным транспортом. Эти страны, следовательно, не могли создать что-либо совершенно новое. Ассирийцы, типично континентальный народ раннего периода железного века, в основном отличались своей безжалостностью на войне. В течение нескольких столетий они сохраняли старую вавилонскую культуру, включая непрерывные астрономические наблюдения, неоценимые для науки будущего, но сами добавили к ним очень немного. Преимущество морских путей не могло полностью компенсироваться такими сухопутными путями, какие были проложены вначале персами, а позднее римлянами. Они имели скорее административное и военное, чем экономическое значение. Наземный грузовой транспорт не мог иметь значения для экономики, пока в средние века не появилась эффективная упряжь для лошади (стр. 186). И даже тогда он был непрактичен при использовании его на большие расстояния—до тех пор, пока в XVIII веке не были проложены хорошие дороги. Именно удобства морского транспорта дали вначале району Средиземноморья, а позднее—всей Европе с их изрезанной береговой линией преимущество над Африкой и Азией. Китай с его сетью рек, каналов и озер также обладал некоторыми из этих преимуществ, но так как он сохранил даже в периоды, когда на его территории существовали враждовавшие государства, бюрократические правительства типа правительств бронзового века, он лишился многих экономических и политических достижений железного века.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Суда и торговля» з дисципліни «Наука в історії суспільства»